По поводу и без... Пятница, 26.04.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Мы в мире » Мифы и реальность » Мифы и реальность об Иване Грозном
Мифы и реальность об Иване Грозном
СумракДата: Среда, 30.11.2016, 21:46 | Сообщение # 181
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1313
Репутация: 24
Статус: Offline
Цитата Елена_Русь ()
Повесть некого новгородца, затаившего зло на царя.  Посему идут нестыковки между "уничтожением новгородцев" и  их радушным приемом царя через 2 года.
Повести со зла не пишутся, Лена. Тем более, что некоторые факты погрома, описываемые в повести "озлобленного новгородца" совпадают с другими свидетельствами. То что спустя два года царя принимали в Новгороде нет ничего  удивительного - страх, неблагонадежных или казнили или выселили, да еще и застолбил царь в торговом Новгороде пару дворов, куда и приехал, как к себе домой.
 
МИКДата: Среда, 30.11.2016, 22:35 | Сообщение # 182
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
Цитата Елена_Русь ()
... Пора тему закруглять.
Цитата Елена_Русь ()
Цитата МИК () Постойте, постойте, куда же Вы? Мы ещё не со всеми мифами разобрались из тех, что интересны Ириде
_____________________
Уважаемый, это вы не разобрались, а мне давно все ясно.
Такая уверенность сразу заметно у обелителей.
Цитата Елена_Русь ()
Можете продолжать без меня.
Да Вы уж уходили один раз, и мы продолжили успешно без Вас, а вы снова вернулись.
Цитата Елена_Русь ()
Я лишь предложила Сумраку открыть новые темы.
Нет, не лишь. Вы предложили эту тему закруглить. Наверное, Вы имели в виду, чтобы Вам в теме пора уж закруглиться? Когда нечем доказать свои утверждения, самое время перестать что-то утверждать. Согласен.
А, может, нам создать тему о когнитивном диссонансе? Для тех, кто всегда уверен, что во всём хорошо разобрался, а факты, противоречащие такой уверенности, упорно не замечает?

А как же т.н. "миф" о многожёнстве? Какой же это миф? Сколькожёнство было у обсуждаемого царя? Ну, уж точно не маложёнцем был ваш кумир. Но это уже вопрос был не к Вам, а к Ириде, теперь единственной обелительнице в теме.
 
ИриdaДата: Четверг, 01.12.2016, 10:19 | Сообщение # 183
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата МИК ()
Что такое? Нежели всё-таки авторитетные мнения проф. историков? А как же "объективное исследование" на основе летописей и народного фольклора? Его не будет?

Как игнорировать эти труды, если они есть? Я же говорю:  мнений о личности царя  два,  и то, и другое надо  изучать, а не останавливаться на какой-то  одной точке зрения.  Я думала, что  вы это понимаете

ЦитатаА как же т.н. "миф" о многожёнстве? Какой же это миф? Сколькожёнство было у обсуждаемого царя? Ну, уж точно не маложёнцем был ваш кумир. Но это уже вопрос был не к Вам, а к Ириде, теперь единственной обелительнице в теме.
Я не могу быть ни хулительницей, ни обелительницей,  если вы еще не поняли.  Ключевые слова  в старттопике - "надо разобраться", что я и  делаю.
"Если человеку сто раз сказать - свинья, на сто первый  он захрюкает". То же самое и в отношении Ивана Грозного. Я добросовестно за этот период  прочла  достаточное количество  материалов по теме, и у меня  нет определенного отношения к Ивану Грозному.  Не могу теперь однозначно говорить, что он -  беззаконец,  равно, как и агнец невинный.

Последнее, что прочла, это Горский "Жены Иоанна Грозного"(1912 год).  Без претензий на исследование  книга,  но впечатление осталось удручающим.


Сообщение отредактировал Ириda - Четверг, 01.12.2016, 10:29
 
МИКДата: Четверг, 01.12.2016, 21:26 | Сообщение # 184
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
Цитата Сумрак ()
Цитата Елена_Русь () Повесть некого новгородца, затаившего зло на царя.  Посему идут нестыковки между "уничтожением новгородцев" и  их радушным приемом царя через 2 года.
_____________________________
Повести со зла не пишутся, Лена. Тем более, что некоторые факты погрома, описываемые в повести "озлобленного новгородца" совпадают с другими свидетельствами. То что спустя два года царя принимали в Новгороде нет ничего  удивительного - страх, неблагонадежных или казнили или выселили, да еще и застолбил царь в торговом Новгороде пару дворов, куда и приехал, как к себе домой.
Вот снова видим наглядный пример обелительной "классики": нежелание искать истину. Казалось бы чего проще? В подтверждение якобы лживости летописных фактов по причине якобы злобности новгородского летописца просто привести летописные свидетельства злобности и лживости, но их не будет. То же самое и о якобы жидовствующих. Бесполезны любые призывы к обелителям включить логику. У них всех в сети даже стиль одинаковый: писучить одни и те же цитаты о "благоверном царе" без указания ссылки, а все контр-свидетельства списывать на "шпионство", злобность, что-то ещё.
Встречаются обелители другого типа, ссылающиеся на свой личный мистический опыт.
Но и у тех, и у других общая особенность: несколько простых ясных вопросов отправляют их аргументы в глубокий нокаут, после чего начинаются оскорбления собеседника. Слава Богу, здесь до них не доходит.
 
МИКДата: Четверг, 01.12.2016, 21:26 | Сообщение # 185
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
Цитата Ириda ()
Цитата МИК ()Что такое? Нежели всё-таки авторитетные мнения проф. историков? А как же "объективное исследование" на основе летописей и народного фольклора? Его не будет?
__________________
Как игнорировать эти труды, если они есть? Я же говорю:  мнений о личности царя  два,  и то, и другое надо  изучать, а не останавливаться на какой-то  одной точке зрения.  Я думала, что  вы это понимаете
А как проигнорировать мои сообщения, Вы сразу поняли? Вот эти:
http://gsumrak.ucoz.ru/forum/11-195-5194-16-1480527992
http://gsumrak.ucoz.ru/forum/11-195-5197-16-1480528584
Тему Вы заводили для обсуждения конкретных якобы мифов, а не мнений о личности. В данный момент мы обсуждаем т.н. миф о новгородском погроме, Вам были приведены факты о погроме из авторитетных для Вас источников — реакция Ваша — нулевая, а в начале Вы утверждали
Цитата Ириda ()
было бы интересно  разобраться.
Был интерес, да весь вышел)?
 
МИКДата: Понедельник, 05.12.2016, 00:32 | Сообщение # 186
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
А вот ещё история о кровавой "забаве" обсуждаемого царя. Хотелось бы получить мнения от его обелительниц: за какую вину их кумиром были без суда убиты 300 евреев? Неужели лишь за неисполнение приказа?

Краткая история Полоцкой еврейской общины

В 1563 году, в ходе Ливонской войны, Полоцк заняли русские войска, и царь Иван Грозный распорядился, чтобы все евреи города приняли крещение. Отказавшихся выполнить этот приказ (примерно 300 человек) утопили в реке Двине. До начала 1920-х годов в Полоцке ежегодно в день расправы - 25 кислева (21 декабря 1563 г.) - траурная процессия направлялась к холму за городом, где, по преданию, были похоронены погибшие евреи.
 
ИриdaДата: Среда, 07.12.2016, 13:09 | Сообщение # 187
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
ЦитатаМИК ()
Легенда об окаменевшем голубе.

Цитата
1570 год, Холмогорская летопись, т.37, с.173«В лето 7078 Новгород громлен бысть»1570 год, Пискаревская летопись, с.191«Того же году ходил Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии в Новгород гневом и многих людей Новгородския области казнил многими разноличными казнями: мечем, огнем и водою. И в полон, велел имати и грабити всякое сокровище и божество: образы и книги, и колокола, и всякое церковное строение».

1569 год, Новгородская летопись, с. 254«Того же лета пойде с великою яростью и злобою в Великий Новгород Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея русии самодержец, и пришед сташа в городище, за два поприща от Великого Новгорода; и владыку Пимена сведе к Москве, а бояр многих погуби и всякий людей различными муками, многие тысячи погуби, а игумена Антониева монастыря Геласия убил, и многих иных игуменов и инонческого чина многими муками замучи»

1570 год, Мазуринская летопись, т.31, с.140«Того же году Царь и Великий князь Иван Васильевич своя дела совершая на Москве, посла же в Великий Новгород наперед себя бояр своих и воевод, князей и детей боярских, и многое множество воинства изгоном. Они же приехоша, постави заставы около всего Новгорода со всяким утверждением, дабы никто, ни един человек из града не ушел. А иные дворяне того же передового полку государеву указу поехаша около всего Великого Новгорода по всем монастырям, запечаташа монастырския казны и церковныя палатки и козенки и всякия потребы, а игуменов, и соборных старцев, и черных священников, и дьяконов изо всех монастырей около Новгорода собраша, взяша с собою. В Великий Новгород числом до пятисот и больши и поставиша всех на правеж до государева приезду. А иные дети боярские того же полку от всех храмов собравше попов и дьяконов, поставиша правеж и раздаша их за приставы по 10 человек приставу и повелеша их держати крепко во узлах железных и на правежи бити от утра и до вечера нещадно до искупа, а правити на них по десяти рублев новгородских. А иные дети боярские того же полку по всему Великому Новгороду запечаташа подцковия у всех храмов и домовныя палаты у всех именитых людей со имением и поставиша многие стражи, и повелеша крепко стрещи до государева приезду. А иные дети боярские того же полку в Великом Новгороде гостей и приказных людей и всех именитых людей переимав, раздаша за приставы и повелеша приставом во узах крепко стрещи, а домы их и имения запечаташа, а жены их и дети повелеша стражем крепко соблюсти до государева приезду. Та же и сам царь прииде к Новгороду и учиниша новгородцем козни и грабеж, из зачала на них такова разорения, кровопролития и грабежу не бывало.»

Вы лично читали эти летописи или ограничились только вот этими  цитатами?

ЦитатаМИК ()
Вы по-прежнему будете считать свидетельство русского народа авторитетным для себя или теперь уже перейдёте на другие авторитеты и по-прежнему считаете кровавый новгородский погром мифом?

Безусловно, доверяю тому, что  сохранилось в памяти народа.  И вправе  подвергать сомнению то, что написано   исключительно субъективно, причем  заведомым недругом царя.

ЦитатаМИК ()
Легенда об окаменевшем голубе.

.......... трижды прокричит ........

..........Легенда об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге.................

 Очень забавно.  Хотелось бы  эту легенду  прочесть не в вольном изложении, а по меньшей мере на летописном языке.  
  
ЦитатаМИК ()
Так, что, дорогая Ирида, ожидать ли Вашего "объективного рассмотрения" указанных летописных текстов и считаете ли Вы по-прежнему кровавый новгородский погром мифом?

Во-первых, вы не представили  летописных текстов.  Если  можете, то дайте, пожалуйста, ссылку именно на летописи.  
Во-вторых, именно новгородский "погром"  - миф, да. Вы увлеклись обвинением царя в тиранстве,  но  как-то упорно умалчиваете о причинах  похода Ивана Грозного на Новгород и Псков. 

ЦитатаМИК ()
Постойте, постойте, куда же Вы? Мы ещё не со всеми мифами разобрались из тех, что интересны Ириде

С огромным  нетерпением  ожидаю от вас  историй о многоженстве ИГ.
 
ИриdaДата: Среда, 07.12.2016, 13:12 | Сообщение # 188
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
ЦитатаМИК ()
А вот ещё история о кровавой "забаве" обсуждаемого царя. Хотелось бы получить мнения от его обелительниц: за какую вину их кумиром были без суда убиты 300 евреев? Неужели лишь за неисполнение приказа?

Об этом уже давалось пояснение вот тут
 
МИКДата: Среда, 07.12.2016, 20:23 | Сообщение # 189
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
ЦитатаИриda ()
Цитата 1570 год, Холмогорская летопись, т.37, с.173...
1570 год, Мазуринская летопись, т.31, с.140...
_______________________
Вы лично читали эти летописи или ограничились только вот этими цитатами?
Не читал летописей, в процитированном сообщении прочитал. А Вы какие летописи прочитали, доказывающие Ваше утверждение о мифичности новгородского погрома?
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () Вы по-прежнему будете считать свидетельство русского народа авторитетным для себя или теперь уже перейдёте на другие авторитеты и по-прежнему считаете кровавый новгородский погром мифом?
____________________
Безусловно, доверяю тому, что  сохранилось в памяти народа.  И вправе  подвергать сомнению то, что написано   исключительно субъективно, причем  заведомым недругом царя.
Ну, что ж, конечно Вы вправе... А у Вас как насчёт летописных доказательств "заведомой недружественности царю" упомянутого летописца? Точно так, как и у Елены?
Да, и тогда уж мы "вправе подвергать сомнению то, что написано   исключительно субъективно, причем  заведомым <>другом царя". Согласны?
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () Легенда об окаменевшем голубе.
.......... трижды прокричит ........
..........Легенда об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге.................

 Очень забавно.  Хотелось бы  эту легенду  прочесть не в вольном изложении, а по меньшей мере на летописном языке.
Пока не располагаю такими. А почему бы Вам пока не представить хоть каких-то свидетельств из народного фольклора в пользу Вашего любимца?
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК ()Так, что, дорогая Ирида, ожидать ли Вашего "объективного рассмотрения" указанных летописных текстов и считаете ли Вы по-прежнему кровавый новгородский погром мифом?
_______________
Во-первых, вы не представили  летописных текстов.  Если  можете, то дайте, пожалуйста, ссылку именно на летописи.
У меня пока нет их, и хотелось бы увидеть Ваши ссылки на летописи, содержащие народные сказания об Иоанне 4, которые Вы признаЁте за истинные.
ЦитатаИриda ()
Во-вторых, именно новгородский "погром"  - миф, да.
Доказывайте своё утверждение о мифичности со ссылкой на летописи.
ЦитатаИриda ()
Вы увлеклись обвинением царя в тиранстве,  но  как-то упорно умалчиваете о причинах  похода Ивана Грозного на Новгород и Псков.
Они мне просто не известны, а вот Ваше упорство в их НЕприведении (со ссылками на летописи) не понятно.
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () Постойте, постойте, куда же Вы? Мы ещё не со всеми мифами разобрались из тех, что интересны Ириде
_____________________
С огромным  нетерпением  ожидаю от вас  историй о многоженстве ИГ.
Наберитесь уж терпения. Вон как у нас обсуждение медленно продвигается. А давайте Вы пока укажете, сколькожёнство Вы считаете за "много", а сколько за "мало", если n-жёнство Вашего любимца считаете мифом?
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () А вот ещё история о кровавой "забаве" обсуждаемого царя. Хотелось бы получить мнения от его обелительниц: за какую вину их кумиром были без суда убиты 300 евреев? Неужели лишь за неисполнение приказа?
_______________
Об этом уже давалось пояснение вот тут
Пояснялось, да на мой вопрос не отвечалось. Так есть ли у Вас ответ или, как у Елены).
 
ИриdaДата: Пятница, 09.12.2016, 18:03 | Сообщение # 190
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
ЦитатаМИК ()
Не читал летописей, в процитированном сообщении прочитал. А Вы какие летописи прочитали, доказывающие Ваше утверждение о мифичности новгородского погрома?

А у Вас как насчёт летописных доказательств "заведомой недружественности царю" упомянутого летописца?

А почему бы Вам пока не представить хоть каких-то свидетельств из народного фольклора в пользу

хотелось бы увидеть Ваши ссылки на летописи,


Я была уверена, что вы, как знаток по истории тиранства Ивана Грозного,  имеете  возможность продемонстрировать  летописные  источники.  А так - цитат в инете  полным-полно, но  оригинальных текстов  я лично не нашла.

Цитата
Доказывайте своё утверждение о мифичности со ссылкой на летописи

Доказывать на основании чего?   Нет  копий оригинальных  текстов -  нет  на них и  суждения. Поэтому все цитаты, приведенные вами,  у меня  пока в разряде "миф"

ЦитатаМИК ()
Они мне просто не известны, а вот Ваше упорство в их НЕприведении (со ссылками на летописи) не понятно


Предпосылки похода Ивана Грозного на Новгород:


<br / angry Из Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным) Источник: Гуманитарные научные исследования

ЦитатаМИК ()
Вашего любимца...Вашего любимца...

Вот так и создаются мифы:  кому-то что-то показалось, и он, не перекрестясь, пускает слухи в мир.  Где, когда и кому я говорила, что Иван Грозный -  мой любимец?

По-вашему, получается, что каждый обвиняемый в суде для адвоката есть любимец?  
ЦитатаМИК ()
А давайте Вы пока укажете, сколькожёнство Вы считаете за "много", а сколько за "мало", если n-жёнство считаете мифом?


МНОГОЖЁНСТВО (Википедия) - Многожёнство или полигини́я[1](от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена») — одна из форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Сожительствовал Иван Грозный одновременно с несколькими женщинами?

При трех официально разрешенных Церковью браков у Ивана Грозного было 4 венчания на брак.  И то, только потому, что  Марфа Собакина  умерла девственницей. А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно (Из Духовной грамоты Ивана Грозного)

С остальными женщинами царь законно  не венчался.  Что касается записок Курбского, в которых он  упоминает  "жен" царя, то где та свеча, которую он держал  при брачном ложе?

ЦитатаМИК ()
Так есть ли у Вас ответ

Мне  жаль, что  Полоцк  "освободили" от кого-то.  Мне  больше по душе  мысль о том, что Полоцк был  частью  ВКЛ.


Сообщение отредактировал Ириda - Пятница, 09.12.2016, 18:36
 
МИКДата: Пятница, 09.12.2016, 21:54 | Сообщение # 191
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () Не читал летописей, в процитированном сообщении прочитал. А Вы какие летописи прочитали, доказывающие Ваше утверждение о мифичности новгородского погрома?

А у Вас как насчёт летописных доказательств "заведомой недружественности царю" упомянутого летописца?

А почему бы Вам пока не представить хоть каких-то свидетельств из народного фольклора в пользу

хотелось бы увидеть Ваши ссылки на летописи,
____________________
Я была уверена, что вы, как знаток по истории тиранства Ивана Грозного,  имеете  возможность продемонстрировать  летописные  источники.
Никакой не знаток, а лишь учусь).
Таки не понял: у Вас нет летописных доказательств Вашему утверждению о "заведомой недружественности царю" упомянутого летописца?
ЦитатаИриda ()
А так - цитат в инете  полным-полно, но  оригинальных текстов  я лично не нашла.
А с меня хотели получить народные сказания о царе в летописях?
Ладно, дайте хотя бы какие-то тексты народных сказаний со ссылками, откуда Вы их взяли.
ЦитатаИриda ()
Цитата Доказывайте своё утверждение о мифичности со ссылкой на летописи
_________________________
Доказывать на основании чего?   Нет  копий оригинальных  текстов -  нет  на них и  суждения.
Значит, и доказательств мифичности новгородского погрома нет.
ЦитатаИриda ()
Поэтому все цитаты, приведенные вами,  у меня  пока в разряде "миф"
Это другой вопрос.
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () Они мне просто не известны, а вот Ваше упорство в их НЕприведении (со ссылками на летописи) не понятно
________________
Предпосылки похода Ивана Грозного на Новгород:

<br / Из Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным) Источник: Гуманитарные научные исследования
Вообще-то Вы собирались причины выяснить, а не предпосылки. Ну, ладно, пусть будут предпосылки. Что видим из них в Вашем сообщении? Как эти предпосылки отменяют утверждение о погроме? Не понял.
Да, и ещё:
— указанная Вами ссылка на приведённую картинку текста не работает, а хотелось бы рабочую;
— указанный текст, как мне кажется, отсканирован не с летописи, а из книги. Прав ли я? Если прав, что за книга?
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () А давайте Вы пока укажете, сколькожёнство Вы считаете за "много", а сколько за "мало", если n-жёнство считаете мифом?
___________________
МНОГОЖЁНСТВО (Википедия) - Многожёнство или полигини́я[1](от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена») — одна из форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Сожительствовал Иван Грозный одновременно с несколькими женщинами?

При трех официально разрешенных Церковью браков у Ивана Грозного было 4 венчания на брак.  И то, только потому, что  Марфа Собакина  умерла девственницей. А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно (Из Духовной грамоты Ивана Грозного)

С остальными женщинами царь законно  не венчался.  Что касается записок Курбского, в которых он  упоминает  "жен" царя, то где та свеча, которую он держал  при брачном ложе?
Во как. А откуда же Вы взяли мифичное утверждение, что царь был одновременно женат на 2-х или более жёнах?
ЦитатаИриda ()
Мне  жаль, что  Полоцк  "освободили" от кого-то.  Мне  больше по душе  мысль о том, что Полоцк был  частью  ВКЛ.
Сочувствую), но никаких подтверждений о царском гневе на убитых полоцких евреев по причине существования среди них жидовской ереси Вы не привели — придётся согласиться, что Ваш... убил (не казнил ) их без суда за неизвестную вину.
ЦитатаИриda ()
ЦитатаМИК () Легенда об окаменевшем голубе.

.......... трижды прокричит ........

..........Легенда об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге.................
_______________
 Очень забавно.  Хотелось бы  эту легенду  прочесть не в вольном изложении, а по меньшей мере на летописном языке.
Постойте. Вы же упомянули об авторитетности для Вас мнения народа — Вам были приведены 2 таких народных мнения. Народ запомнил злодеяния Вашего... Летописные свидетельства — другой вопрос.
 
ИриdaДата: Суббота, 10.12.2016, 01:59 | Сообщение # 192
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата
Никакой не знаток, а лишь учусь).Таки не понял: у Вас нет летописных доказательств Вашему утверждению о "заведомой недружественности царю" упомянутого летописца?

В обширной библиотеке Пушкинского дома -ИРЛИ РАН в разделе "Древнерусская литература" нет  списков Третьей Новгородской Летописи, на которую  очень любят ссылаться те, кому  личность Ивана Грозного как кость в горле.  

ЦитатаМИК ()
Вообще-то Вы собирались причины выяснить, а не предпосылки. Ну, ладно, пусть будут предпосылки. Что видим из них в Вашем сообщении? Как эти предпосылки отменяют утверждение о погроме? Не понял
Это фрагмент страницы 258 Новгородской третьей летописи,  которая  говорит о походе Ивана Грозного на Новгород.   Там же всё понятно написано:  Грозный обращается к Пимену, обвиняет  его в зломыслии - предать Новгород  супостату. Вот вам и причина, по которой царь отправился в Новгород.  Жаль, что не поняли. 

ЦитатаМИК ()
указанная Вами ссылка на приведённую картинку текста не работает, а хотелось бы рабочую;— указанный текст, как мне кажется, отсканирован не с летописи, а из книги. Прав ли я? Если прав, что за книга?
Я уже указала, откуда взят этот фрагмент: из III Новгородской летописи и название указывала. 

ЦитатаМИК ()
Во как. А откуда же Вы взяли мифичное утверждение, что царь был одновременно женат на 2-х или более жёнах?

Мне уже нравится ваше мнение, что Иван Грозный  не был многоженцем.  А то, что вступал в брак несколько раз,  так это  известный факт



 
Фрагмент страниц 269, 270 из тома VIII Русского биографического словаря. – СПб: Типография Главного Управления Уделов, 1897.

Цитата МИК5410Сочувствую), но никаких подтверждений о царском гневе на убитых полоцких евреев по причине существования среди них жидовской ереси Вы не привели — придётся согласиться, что Ваш... убил (не казнил ) их без суда за неизвестную вину.

Опять неправда ваша:  где это именно  я утверждала, что  захват Полоцка напрямую связан с  уничтожением ереси жидовствующих?  
В Лебедевской летописи, лист 275  написано, что царь  беспокоился
 о святых иконах и о святых храмех свяшеных, иже безбожная Литва поклонение святых икон отвергше, святые иконы пощепали и многая ругания святым иконам учинили, и церкви разорили и пожгли, и крестьянскую веру и закон оставльше и поправше, и Люторство восприашя.

Так что делайте выводы сами.
 
 
У меня есть Лебедевская летопись, но  ссылки на неё передать не могу, она находится у меня  в другом формате. 

ЦитатаМИК ()
Постойте. Вы же упомянули об авторитетности для Вас мнения народа — Вам были приведены 2 таких народных мнения.  Летописные свидетельства — другой вопрос.
Исторические песни об Иване Грозном: 
1. О  взятии Казани
2.О Кострюке
3.Песня о неудавшемся покушении на Ивана Грозного
4.Песня о смерти Анастасии Романовны
5.Песня о правеже
6.Песня об Иване Грозном под Серпуховом
7.Песня о гневе Ивана Грозного на своего сына
8.Песня о плачущем у гроба Иване Грозном
9.Иван Грозный и Домна

Цитата
Народ запомнил злодеяния Вашего...

Он такой же мой, как и ваш. Не станете же вы отрицать  РУССКОЙ истории, если только вы русский, конечно, а не жид, например, или татарин))))
 
ИриdaДата: Суббота, 10.12.2016, 02:00 | Сообщение # 193
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Песня о Кострюке

В годы прежния,
Времена первоначальныя,
При бывшем вольном царе,
При Иване Васильевиче,
Когда холост был государь
Царь Иван Васильевич,
Поизволил он женитися.
Берет он, царь-государь,
Не у себя в каменной Москве,
А берет он, царь-государь,
В той Золотой орде,
У того Темрюка-царя,
У Темрюка Степановича,
Он Марью Темрюковну.
Сестру Мастрюкову,
Купаву крымскую,
Царицу благоверную.А и царского поезду
Полторы было тысячи:
Князи-бояра, могучие богатыри,
Пять сот донских казаков,
Что ни лутчих добрых молодцов.
Здравствует царь-государь
Через реки быстрыя,
Через грязи смоленския,
Через лесы брынския,
Он здравствует, царь-государь,
В той Золотой орде,
У того Темрюка-царя,
У Темрюка Степановича.
Он понял, царь-государь,
Царицу благоверную Марью Темрюковну,
Сестру Мастрюкову;
И взял в провожатые за ней
Триста татаринов,
Четыреста бухаринов,
Пять сот черкашенинов
И любимого шурина Мастрюка Темрюковича,
Молодого черкашенина.
Уж царского поезду
Без малого три тысячи,
Везут золоту казну
Ко царю в каменну Москву.
Переехал царь-государь
Он реки быстрыя,
Грязи смоленския
И леса брынския.
Он здравствует, царь-государь,
У себя в каменной Москве,
Во полатах белокаменных,
В возлюбленной крестовой своей.
Пир навеселе,
Повел столы на радостех.
И все ли князи-бояра,
Могучие богатыри
И гости званые,
Пять сот донских казаков
Пьют-едят, потешаются,
Зелено вино кушают,
Белу лебедь рушают.
А един не пьет да не ест,
Царской гость дорогой
Мастрюк Темрюкович,
Молодой черкашенин.
И зачем хлеба-соли не ест
Зелена вина не кушает,Белу лебедь не рушает?
У себя на уме держит:
Изошел он семь городов,
Поборол он семьдесят борцов,
И по себе борца не нашел;
И только он думает —
Ему вера поборотися есть
У царя в каменной Москве,
Хочет царя потешити
Со царицею благоверною
Марьею Темрюковною;
Он хочет Москву загонять,
Сильно царство Московское.
Никита Романович
Об том царю доложил,
Царю Ивану Васильевичу
«А и гой еси, царь-государь,
Царь Иван Васильевич!
Все князи-бояра,
Могучие богатыри
Пьют-едят, потешаются
На великих на радостех;
Один не пьет, не ест,
Твой царской гость дорогой
Мастрюк Темрюкович,
Молодой черкашенин,
У себя он на уме держит —
Вера поборотися есть,
Твое царское величество потешити
Со царицею благоверною».
Говорит тут царь-государь,
Царь Иван Васильевич:
«Ты садися, Никита Романович,
На добра коня,
Побеги по всей Москве,
По широким улицам
И по частым переулочкам».
Он будет, дядюшка
Никита Романович,
Середь Урья Повольского,
Слободы Александровы.
Два братца родимые
По базару похаживают,
А и бороды бритые,
Усы торженые,
А платье саксонское,
Сапоги с рострубами;
Об ручку ту дядюшке челом:
«А и гой еси ты, дядюшкаНикита Романович!
Кого ты спрашиваешь?
Мы борцы в Москве похваленые,
Молодцы поученые, славные».
Никита Романович
Привел борцов ко дворцу
Говорили тут борцы-молодцы
«Ты, Никита Романович,
Ты изволь об том царю доложить
Сметь ли нага спустить
С царским шурином,
И сметь ли его побороть?»
Пошел он, Никита Романович,
Об том царю доложил,
Что привел борцов ко дворцу.
Злата труба протрубила
Во полате белокаменной —
Говорил тут царь-государь,
Царь Иван Васильевич:
«Ты, Никита Романович,
Веди борцов на двор,
На дворец государевой,
Борцов ученыех,
Молодцов похваленыех,
И в том им приказ отдавай:
Кто бы Мастрюка поборол,
Царского шурина,
Платье бы с плеч снял
Да нагого с круга спустил,
А нагого, как мать родила,
А и мать на свет пустила».
Послышал Мастрюк борцов,
Скачет прямо Мастрюк
Из места большего,
Из угла переднего,
Через столы белодыбовы,
Через ества сахарныя,
Через питья медяныя,
Левой ногой задел
За столы белодубовы,
Повалил от тридцать столов
Да прибил триста гостей.
Живы, да негодны,
На карачках ползают
По полате белокаменной.
То похвальба Мастрюку,
Мастрюку Темрюковичу.
Выбежал тут Мастрюк
На крылечко красное,Кричит во всю голову,
Чтобы слышал царь-государь:
«А свет ты, вольной царь,
Царь Иван Васильевич!
Что у тебя в Москве
За похвальные молодцы,
Поученые, славные?
На ладонь их посажу,
Другой рукою раздавлю!»
С борцами сходится
Мастрюк Темрюкович,
Борьба его ученая,
Борьба черкасская —
Колесом он бороться пошел.
А и малой выступается,
Мишка Борисович,
Смотрит царь-государь,
Что кому будет Божья помочь,
И смотрят их борьбу князи-бояра,
И могучие богатыри,
Пять сот донских казаков.
А и Мишка Борисович
С носка бросил о землю
Он царского шурина,
Похвалил его царь-государь:
«Исполать тебе, молодцу,
Что чисто боресся!»
А и Мишка к стороне пошел,
Ему полно боротися.
А Потанька бороться пошел,
Костылем попирается,
Сам вперед подвигается,
К Мастрюку приближается.
Смотрит царь-государь,
Что кому будет Божья помочь,
Потанька справился,
За плеча сграбился,
Согнет корчагою,
Воздымал выше головы своей,
Опустил о сыру землю;
Мастрюк без памяти лежит,
Не слыхал, как платье сняли.
Был Мастрюк во всем,
Стал Мастрюк ни в чем:
Ожерелья в пять сот рублев
Без единыя денежки,
А платья саксонского
Снял на три тысячи;
Со стыду и соромуОкарачках под крылец ползет.
Как бы бела лебедушка
По заре она прокликала —
Говорила царица царю
Марья Темрюковна:
«Свет ты, вольной царь Иван Васильевич!
Такова у тебя честь добра
До любимого шурина?
А детина наругается,
Что детина деревенской,
Почто он платье снимает?»
Говорил тут царь-государь:
«Гой еси ты, царица во Москве,
Да ты, Марья Темрюковна!
А не то у меня честь во Москве,
Что татары те борются;
То-то честь в Москве,
Что русак тешится!
Хотя бы ему голову сломил,
Да любил бы я, пожаловал
Двух братцов родимыех,
Двух удалых Борисовичев».
 
ИриdaДата: Суббота, 10.12.2016, 02:01 | Сообщение # 194
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Песня о взятии Казани

Середи было Казанского царства —
Что стояли белокаменные палаты,
А в спальне, в белокаменных палатах,
Ото сна тут царица пробуждалася,
Симеону-царю она сон рассказывала:
«А и ты встань, Симеон-царь, пробудися!
Что ночесь мне, царице, мало спалося,
В сновиденьице много виделось:
Как от сильного Московского царства
Словно сизый орлище встрепенулся,
Что грозная туча поднималась,
Что на наше ведь царство наплывала!»
А из сильного Московского царства
Поднимался великий князь московский —
А Иван сударь Васильевич,
Со теми ли пехотными полками,
Что со старыми славными казаками;
Подходили под Казанское царство за пятнадцать вёрст,
Рыли они подкопы под Булак-реку,
Подрывали подкопы под реку под Казанку,
С чёрным порохом бочки закатывали
А под ту гору высокую,
Воска ярого свечу становили,
А другую — на поле в лагере;
Ещё на поле свеча-то сгорела,
А в подкопе свеча горит медленно;
Воспалился тут великий князь московский,
Князь Иван сударь Васильевич,
И начал канонёров казнити,
Думает — от канонёров измена!
Что большой за меньшого хоронится,
От меньшого ему, князю, ответа нет;
Ещё тут молодой канонёр вперёд выступил:
«Ты великий сударь — князь московский!
Не вели ты нас, канонёров, казнити:
Что на ветре свеча горит скорее,
А в подкопе свеча горит медленнее!»
Призадумался князь московский —
Догорела в подкопе свеча воска ярого
На тех-то бочках с чёрным порохом,
Взрывалися бочки с чёрным порохом,
Поднимало высокую гору ту,
Разбросало белокаменные палаты,
И бежал тут великий князь московский
На ту на высокую гору,
Где стояли царские палаты;
Что царица Елена догадалась:
Она ставила соль на ковригу,
Она с радостью князя встречала —
А того ли Ивана сударь Васильевича;
И за то он царицу пожаловал
И привёл в крещёную веру,
В монастырь царицу постригли;
А за гордость царя Симеона —
Что не встретил великого князя —
Он и вынул у него ясны очи,
Он и взял у него царскую корону,
Он и снял с него царскую порфиру,
Он царский жезл в руки принял;
И в то время князь воцарился —
И он сел царём в Московском царстве;
Что тогда и Москва основалась,
И с тех пор о ней великая слава!
 
ИриdaДата: Суббота, 10.12.2016, 02:04 | Сообщение # 195
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Ермак у Ивана Грозного

Как в славных степях было саратовских,
Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Камышина,
Собирались казаки-други, люди вольные,
Собирались они, братцы, во единый круг,
Как донские, гребенские и яицкие;
Атаман у них — Ермак, сын Тимофеевич,
Есаул у них—Асташка, сын Лаврентьевич;
Они думали думушку все единую:
«Уж как лето проходит, лето тёплое,
А зима настаёт, братцы, холодная,
Как и где-то мы, братцы, зимовать будем?
На Яик нам идти — да переход велик,
Да на Волге ходить нам — всё ворами слыть,
Под Казань-город идти — да там царь стоит,
Как Грозный-то царь Иван Васильевич,
У него там силы много-множество,
Да тебе, Ермаку, быть там повешену,
А нам, казакам, быть преловленным
Да по крепким по тюрьмам порассаженным».
Как не золотая трубушка вострубила,
Не серебряная речь громко возговорила —
Речь возговорит Ермак, сын Тимофеевич:
«Гей вы думайте, братцы, вы подумайте
И меня, Ермака, братцы, послушайте:
Зазимуем мы, братцы, все в Астрахани,
А как придёт весна красная,
Мы тогда-то, други-братцы, во поход пойдём,
Мы искупим перед Грозным царём вину свою:
Как гуляли мы, братцы, по синю морю,
Да по синему морю по Хвалынскому,
Разбивали мы братцы, бусы-корабли*,
Как и те-то корабли, братцы, все орлёные**,
Мы убили посланничка всё царского,
Как того-то ведь посланничка персидского».
Как во славном было городе во Астрахани,
На широкой на ровной было площади,
Собирались казаки-други во единый круг,
Они думали думу крепкую,
Да и крепкую думушку единую:
«Как зима-то проходит всё холодная,
Как и лето настаёт, братцы, лето тёплое,
Да пора уж нам, братцы, в поход идти».
Речь возговорит Ермак Тимофеевич:
«Ой вы гой еси братцы, атаманы-молодцы!
Эй, вы делайте лодочки-коломенки,
Забивайте вы уключины еловые,
Накладывайте вёсла вы сосновые,
Мы поедем, братцы, с Божьей помощью,
Мы поедем, братцы, вверх по Волге по реке,
Перейдёмте мы, братцы, горы крутые,
Доберёмся мы до царства басурманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя-то Кучума во полон возьмём,
И за то-то государь-царь нас пожалует!
Я тогда-то пойду сам ко белу царю,
Я надену тогда шубу соболиную,
Я возьму кунью шапочку под мышечку,
Принесу я царю белому повинную:
«Ой ты гой еси надёжа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я-то, Ермак, сын Тимофеевич,
Как и я-то, воровской донской атаманушка,
Как и я-то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я-то разбивал бусы-корабли,
Как и те-то корабли все орлёные,
А теперь, надёжа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйною головой царство Сибирское!»
Речь возговорит надёжа православный царь,
Как и Грозный-то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси Ермак, сын Тимофеевич,
Ой ты гой еси войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со всем войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою-то ли службу мне за верную,
И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон»
 
Форум » Мы в мире » Мифы и реальность » Мифы и реальность об Иване Грозном
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz