Мифы и реальность об Иване Грозном
|
|
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 03:58 | Сообщение # 211 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1569 год, Новгородская третья летопись, с. 253
В лето 7077, января в 6 день, на Крещение Господне, Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея Русии уби брата своего благовеного и великого князя Владимира Андреевича Старицкого, и мнози по нем людие восплакаша.
Того же лета, идучи во Тверь, задушити велел старого митрополита Филиппа Московского и всея Русии чудотворца Колычева, во обители во Твери в Отроческом монастыре, и положен бысть в том монастыре.
Того же лета во Твери Царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Русии многия люди поби, чрез Волгу раду в два и в три.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 03:58 | Сообщение # 212 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1569 год, Новгородская летопись, с. 254
Того же лета пойде с великою яростью и злобою в Великий Новгород Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея русии самодержец, и пришед сташа в городище, за два поприща от Великого Новгорода; и владыку Пимена сведе к Москве, а бояр многих погуби и всякий людей различными муками, многие тысячи погуби, а игумена Антониева монастыря Геласия убил, и многих иных игуменов и инонческого чина многими муками замучи; и колокол у Святей Софии Благовестник большой снял Пименовский, в нем же 500 пудов весом, и к Москве свезе в Слободу Александрову, и пна многа и различныя узорчья в церквах Божьих взял, и иконы чудотворныя и драгия сосуды священныя свезе к Москве.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 03:59 | Сообщение # 213 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1569 год, Пискаревская летопись, с.191 О смерти князя Володимера Андреевича и матери его. Лета 7077 положил князь велики гнев свой на брата своего князя Володимера Андреевича и на матерь его. И посла его на службу в Нижней, а сам поеде на Вологду. И побыв тамо и поеде с Вологды к Москве. А по князя Володимера посла, и велел ему быти на ям на Богону и со княгинею и с детьми. И поиде с Москвы в Слободу и из Слободы, вооружася все, кабы на ратной. И заехал князь велики на ям на Богону, и тут его опоил зельем и со княгинею и с дочерью большой, а сына князя Василия и меньшую дочерь пощадил. А дал ея замуж за короля Орцымагнуся невелику, а к венчанию несли на руках, а свадьба была в Новгороде, и отпустил их в немцы; и там была многия лета и дочь прижила с королем. И как короля не стало, и она приехала к Москве с дочерью 94 при царе Федоре. А дочь ее крестили в Новом монастыре царица Леонида, царевича Ивана Ивановича. А сама королева постринлась у Пречистыя под сосенками у Сергиева монастыря. А сын князь Володимеров Андреевича князь Василей после отца своего был женат, а была за ним Мезецких княжна, а свадьба была в Слободе с великим срамом и с поруганием. А выслал ея за заставу в одной сорчке, и она ходила по деревням, никто не смеет пустити; и тако скончалася. И князя Василия убил Володимеровича. Да тогда же опоил царицу Марью Черкаскову. А мать князя Володимерова княгиня Евдокея жила в Горах на Белеозере в девичьем монастыре у Воскресения. И он послал по нее, а велел ея привести к Москве да на дороге велел ея уморити в судне, в избе в дыму. И положиша ея на Москве у Вознесения 78(1570).
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 03:59 | Сообщение # 214 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Мазуринская летопись, т.31, с.140
Того же году Царь и Великий князь Иван Васильевич своя дела совершая на Москве, посла же в Великий Новгород наперед себя бояр своих и воевод, князей и детей боярских, и многое множество воинства изгоном. Они же приехоша, постави заставы около всего Новгорода со всяким утверждением, дабы никто, ни един человек из града не ушел. А иные дворяне того же передового полку государеву указу поехаша около всего Великого Новгорода по всем монастырям, запечаташа монастырския казны и церковныя палатки и козенки и всякия потребы, а игуменов, и соборных старцев, и черных священников, и дьяконов изо всех монастырей около Новгорода собраша, взяша с собою. В Великий Новгород числом до пятисот и больши и поставиша всех на правеж до государева приезду. А иные дети боярские того же полку от всех храмов собравше попов и дьяконов, поставиша правеж и раздаша их за приставы по 10 человек приставу и повелеша их держати крепко во узлах железных и на правежи бити от утра и до вечера нещадно до искупа, а правити на них по десяти рублев новгородских. А иные дети боярские того же полку по всему Великому Новгороду запечаташа подцковия у всех храмов и домовныя палаты у всех именитых людей со имением и поставиша многие стражи, и повелеша крепко стрещи до государева приезду. А иные дети боярские того же полку в Великом Новгороде гостей и приказных людей и всех именитых людей переимав, раздаша за приставы и повелеша приставом во узах крепко стрещи, а домы их и имения запечаташа, а жены их и дети повелеша стражем крепко соблюсти до государева приезду. Та же и сам царь прииде к Новгороду и учиниша новгородцем козни и грабеж, из зачала на них такова разорения, кровопролития и грабежу не бывало.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:00 | Сообщение # 215 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| Там же
Того же году послан от Государя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии посол в Царьград с титулами, а ходил от Государя посол Андрей Шеин да с ним дьяк Василий Алексеев к царю Мурату, салтану Турскому, на Мин-Гирея царя и на колту царевича Крымского.
Того же году преставление иже во святых отца нашего Филиппа, митрополита московского и всей Русии, чудотворца, нового неповедника, в царство царя Ивана Васильевича всея русии пострадаи конец от жития сего прият от Малюты Скуратова во изгнании во Твери в монастыре, нарицаемом Остроческом, пострижен же во обители Соловецкого монастыря, родом москвитин, славных бояо именованием Колычовых, а подлинно о нем пишет в житии его.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:02 | Сообщение # 216 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Новгородская вторая летопись, с.163
В лето 7078, месяца ноября 13, в неделю, канун Филиппова заговейна, прислал Царь и Государь с Москвы ко Спасу в монастырь на Хутыню архимандрита Сергиева монастыря в заточение, зовут его Памвой.
В лето 7078, месяца марта в 13 день, на пятой недели Великого поста, за две недели Христова дни, после государева разгрома в Великом Новгороде, на Торговой стороне, от Волхова все дворы очистили, нарядили площадню, а ставити на том месте двор государев.
Да месяца августа, в 30 день, в среду, взял государь по монастырям грамоты к себе, к Москве, жалованным по всем; и пришла грамота по всем монастырем, с Москвы, по грамоты, в Великий Новгород.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:02 | Сообщение # 217 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Холмогорская летопись, т.37, с.173
В лето 7078 Новгород громлен бысть
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:02 | Сообщение # 218 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Пискаревская летопись, с.191
О походе и о казни новгородской.
Того же году ходил Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии в Новгород гневом и многих людей Новгородския области казнил многими разноличными казнями: мечем, огнем и водою. И в полон, велел имати и грабити всякое сокровище и божество: образы и книги, и колокола, и всякое церковное строение. И оттоле пошел во Псков и хотел то же творити, казнити и грабити. И единого уби игумена Корнилия Печерского да келаря. И прииде к Никуле уродивому. И рече ему Никула: "Не знай, Милухне, нас и не пробудет ти за нас! Поеди, Милухне, ранее от нас опять. Не на чем ти бежати!" И в то время паде головой артаман. И князь велики поеде вскоре и немного зла сотвори.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:03 | Сообщение # 219 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Прибавление к Новгородской второй летописи, с. 186
Архиепископ Пимен новгородский бысть на владычестве 17 лет и три месяцы, и сведен бысть к Москве лета 7078, февраля в 24 день, в государской опале, и сослан бысть на Рязани того же лета к Николе чудотворцу на Веневу; тамо и преставися.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:03 | Сообщение # 220 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Пискаревская летопись, с.191 О первой казни. Лета 7078 положил Царь и Великий князь опалу на многих людей и повеле их казнити разными казнями на Потаной луже. Поставиша стол, а на нем всякое оружие: топоры, и сабли, и копия, и ножи, да котел на огне. А сам царь выехал, вооружася в доспехе и в шоломе и с копьем, повеле казнити диака Ивана висковатого, диака же варом обварити, а иных многих разными муками казниша. И всех 120 человек убиша грех ради наших.
Того же году преставися царица Марья Черкаска.
И того году женился третьим браком, понял Собакину Васильеву дочерь.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:04 | Сообщение # 221 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Псковская летопись, с.209
В лето сои году меж Рождества и Крещения прииде Царь и Великий князь Иван Васильевич с великою опалой в Великий Новгород, и многия нарочитыя люди погуби, множество много людей на правежи побиено бысть, иноческаго и священническаго чина, и инокинь, и всех православных христиан, и бысть туга и скорбь в людех велия. И святыя обители и церкви Божия и села запустеша! Еще же к сему повеле вравити посоху под наряд, и мосты мостити в Ливонскую землю и Вифлянскую и зелейную руду сбирати! И от такого налогу и правежу вси людие новгородцы и псковичи обнищаша, и в посоху поидоша сами, а от глада и мраза, и от мостов, и от наряду. А во Пскове байдаки и лодьи большии посохой тянули под Ливонские городы под улех; их не много тянув, покинули по лесом, и тут сгнили, и людей погубили. И взят 24 города Ливонские и Вифлянские у немец; и своих людей посади с нарядом и с запасы. А запасы возили из дальних городов из-за Московных. И наполнили грады чужие русскими людьми, а свои пусты сотвори. Егда же возратися царь на Русь, немцы же собравшеся из заморья, из стольных городов, и Литва с Польши пришедше не по мнозе. Все те городки очистиша себе, и поймаша, и людей побиша. А к нему прислаша себе немчинка лютаго волхва, нарицаемого Елисея, и бысть ему любим, в приближении; и положи на Царя страхование, и выбеглец от неверных нахождения; и конечне был, отвел царя от веры; на русских людей царь возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи: понеже безбожнии узнали своими гаданиями, что было им до конца разоренным быти; того ради таковаго злаго еретика и прислаша к нему; понеже русские люди прелестни и падки на волхование. И много множество роду боярского и княжеска взусти убити цареви. Последижь и самого приведе на конец, еже бежати в Английскую землю и тамо женитися; а свои было бояри оставшие побити. Того ради и не даша ему тако сотворити, но самого смерти предаша, да не до конца будет Русское царство разорено и Вера Христианская. Сицева бысть держава Грозного царя Ивана Васильевича.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:04 | Сообщение # 222 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1570 год, Мазуринская летопись, т.31, с.138-139
Лета 7078 благочестивый Государь-Царь и Великий князь Иван Васильевич всей русии послал по своих богомольцев и велел им быти у себя: архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам, и всему священному собору на свой царский духовный совет. И им в соборне извещался, и прощения просил, и бил челом, и молол о прощении, и разрешении, и об облегчении четвертого брака и сочетании, понеже дерзнувшу ему четвертому браку приобщитися вины ради сицевыя, что прежде сего Царь и Великий князь женился первым браком, понел Романову дщерь Юрьевича Анастасию и живе с нею полчетвертенатцата лета, и вражьим наветом злых людей чародейством и отравами Царицу Анастасию изведоша, от нея же осташася два сына: царевич Иван и царевич Феодор. Потому же Царь и Великий князь приложил совокупиться ко второму браку и поя себе черкас пятигорских девицу и крестию, и нарече имя ей во святом крещении Марию, и с тою 8 лет жил, и с тою 8 лет жил, и тако же вражьим злокозиством отравлена бысть, и на мнозе болезни многоразличный претерпевши, ко Господу отвиде. Царь же и Великий князь пожда времени немало, вохоте третиему браку совокупитися, ово нужи ради телесныя, ово же и чад своих ради, поиеже совершенно возрастом недостигших, и того ради во иночество отзити невозможно, а без супружества в миру жити блазненно. И к третьему браку совокупления испытанию о девицах многу бывшу. И надолзе избра себе невесту дщерь Василия Собакина, имянем Марфу. Ненавидяй добра враг воздвиже многих людей, и враждова на царицу Марфу, еще в девицах сущие точию, имя царское возложено на нее. И тако ей точию злую учиниша. Благоверный Царь и Великий князь положе упование на Божие всещедрое милосердие, лебо исцеляет, тоят за себя девицу Марфу. И только бысть за ним 2 недели и преставися, понеже девичество не разрешил третиего браку, и царь и Великий князь о таковых много оскорбися и хотел облечися во иноческое, но паки видя христианство распленяемо и погубляемо, тако и чада его не совершенна возрастом дошедше, сего ради дерзнув и четвертому браку приобщитися. И ныне моля святительский собор и припадая, умильно прощения прося и разрешения и милсядея болезнуя о сем, дабы прощено было дело сие, и молитвовыанна за него на сем подвизашеся. И боголюбиви архиепископи и епископи таково царево смирение и моление видеша о таковом великом Божии наказании и в царской великой скорби. И боголюбивии архиепископи и епископи в преименитом храме соборные и апостольской церкви Пречистой Богородицы и Честнаго ея и Великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы избраша от святых апостол и святых апостол и святых вселенских седни соборов и поместных соборов о сем великом деле, пишет о сем правило.
И весь освященный собор, уповая на милость Божию человеколюбием о сем полезноваше и благовернаго царя ради его теплаго умильнаго покаяния простиша и разрешиша. А покаяния ради и очищения грехов заповедь положиша Царю и Великому князю в церковь не входити до пасхи, а на пасху Государю в церковь войти. А с лета 7081 благословили есмя и разрешили Государя-Царя и Великого енязя к пречистому хлебу после стола ходити и приимати по владычним праздникам и по богородичным, когда его, Государя, Бог сподобит, и ко святей воде и к чудотворцовым медом. Милостию же о сем Царь-Государь да творит, елико изволит. А человеколюбия ради архиепископи и епископи, архимандриты и игумены, и все богомольцы за благочистиваго Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца и за его благоверную царицу и Великую княгиню Анну молити Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и всех святых о государьском здравии и о многолетии и о его благоверной царице и о его благородных чадах благородном царевиче Иване и о благоверном царевиче Феодоре. А пойдет Государь благочестивый Царь против своих неверных недругов за Святыя Божия церкви и за Православную веру, и ему, Государю, ся епетимия разрешити. А по правилам святых апостол и святых отец мы, богомольцы, уповаем на милость Божию и Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев и всех святых, взяли есмя на себя на три годы епетию и на весь освященный собор. А прочили человецы от мирских царского синклита и до простых никако же дерзнет четвертому браку гордостию дмяся или от неразумия при грозным клятвам предан, будет, преосвященным правилом даше сие писание и уставе за своими руками благочестивому царю и Великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, по тому ему исправляти своя бессмертная душа.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:06 | Сообщение # 223 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1571 год, Новгородская третья летопись, с.263 В лето 7079. Прислан в Великий Новгород архиепископ Леонид, а взят из архимандритов Чудова монастыря; и бысть на владычестве два годы, и приеха к Москве на собор, повелением благочестивого Царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея Русии самодержца, и удавлен бысть кзенью, у Пречистой на площади. 1571 год, Ивана Слободского летопись, с.195
Лета 7079, мая в 5 день, прииде на Русь крымский царь и град Москву пожег, а Царь-Государь Иван Васильевич был тогда на Вологде и помышляше в Поморские страны, и того ради строены лодьи и другия суды многия к путному шествию: тогда были володжанам великия налоги от строения града и судов.
Того же года грех ради человек бысть посещением Божиим на Вологде мор Великий, и того ради Великий Государь изволил идти в царствующий град Москву, и тогда Вологды града строение града прести и доныне закосне. Великий Государь-Царь Иван Васильевич был на Вологде три лета и пять месяцев.
1571 год, Пискаревская летопись, с.191-192
О приходе крымского царя к Москве.
В лето 7079 попущением Божиим за грехи христианские прииде царь крымский на русскую землю. А Царь и Великий князь Иван Васильевич пошел был в Серпухов да услышал, что царь прииде к Оке реке, и он побежал в Слободу, а ехал на Бронницы да в Слободу, а из Слободы побежал был в Кириллов. Да как царь пошел, и он воротился к Москве. И как царь крымский поиде от Москвы, и прислал послов к Великому князю по выход. И князь Великий нарядился в серьмягу, бусырь да в шубу Баранью и бояря.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:08 | Сообщение # 224 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| 1571 год, Новгородская вторая летопись, с. 164-165
7079. Да того же месяца, июня в 23, в неделю, архиепископ Леонид, и архимандрит Юрьева монастыря Феоктист, да московский архимандриты Феодосей да Симонова монастыря Иев, и все игумены новгородские, и священници, и мужи, и жены с младенцы встречали Пречистую Владимирскую в церкви святого Николы, и пели молебны в церкви, и даша икону нести Пречистую Владимирскую Владыка двема, священником, с Никитины улицы; из церкви понесоша икону на Ильину улицу, к святей Богородицы Знамение, и начаша идучи пети кануны Богородицы и стихи многии дияки московскии; и за иконою шел царь православный Иван Васильевич, да его сын Иван Иванович большей, чинно и благородно и со страхом; и приидоша в церковь Знамение Святой Богородицы, и Владыка начал молебны пети в церкви. И царевич Иван в церкви у образа знаменовался и Пречистой молился, чинно и со страхом и октению говорил за Царя-Государя и за царевичев, и за царицу Анну, и за всех православных христиан; и взя Владыка сам за икону с места своего, и дал туго нести двема; и понесоша обе иконы к Софии Премудрости Божии, и начаша пети кануны и стихи Богородничнии, и поидоша чинно и благородно и со страхом. И приидоша на Великий мост к честному кресту и тут у креста молебен пели, и владыко крестом осенял и царя, и царевича благословил, и поидоша во двор; и приидоша к дверем к Корунским, и туто Владыко стоял и царь, и царевич, и князья, и бояре; и поставиша стол и на столе чару серебряну позолочену с водою, и мощи святых многих и нача владыка воду святити, и положи в воду мощи святых, и вода воскипе в царя, а диаки московские, а те поры пели Богородичныи Пречистой, и Владыко царя и царевича крестом благословлял, да и водою кропил; и пойде с иконами в церковь, и начаша в церкови говорити часы, и Государь-Царь, и царевич слушал в Софии обедни; и после обедни понесоша опять обе иконы в церковь святого Никиты, и Владыка в церкви пел молебны, да сктению говорил диакон за Царя и за Государя, и за царевича Ивана, за Великую Царицу Анну, и Владыка благословлял Государя и царевича крестом, да и святою водою кропил Царя и Государя. И весь народ, в церкви и иконы в церкви, да поставил икону Пречистую Владимерскую на своем месте, и пойде Владыко, с архимандриты и священницы. Мужики и жены провожати с Никитины улицы из церкви икону святыя Богородицы Знамения на Ильину улицу и прииде в церкву святей Богородицы Знамения, и пел молебны в церкви и октению говорил за царя и государя Великого князя Ивана Васильевича, и за царевичев Ивана и Феодора, и за царицу Анну, и за всех православных хрестиан, и постави икону на месте своем, а царь и царевичи не ходили провожати.
Да того же месяца Царь православный Иван Васильевич, да и царевич Иван Иванович пировал у Владыки.
1572 год, Новгородская вторая летопись, с.171
Того же дни, июля 9, Царь и Государь князь Великий Иван Васильевич всея Русии ездил пировати в монастырь в Юрьев, и с своими бояры.
|
|
| |
Ириda | Дата: Суббота, 17.12.2016, 04:08 | Сообщение # 225 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| Там же, с.167 Лета 7080, месяца сентября 16, в неделю, Государь пожаловал священников отпустил в Новгород: священника Филиппа Щепочева, да священника Семена с Легощи улицы, да священника Федотия с павловы улицы, да священника Ждана из дворца с Колмова.
Там же, с.168 В лето 7080, месяца сентября в 30 день, в неделю, повелением Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича, слип бысть сей колокол новой в Великий Новгород, в Слободе.
Месяца июня, 15 в неделю, заложил государь избы ставити на своем дворе, на дверищи.
Там же, С.167
1572 года, декабря 24, в понедельник, приехал Царь православный Иван Васильевич, да с ним царевич большей Иван Иванович, да с царевич меньшей Феодор Иванович, в Великий Новгород, миром, на шестом часу дни. И встречал Государя Владыка, со кресты, архимандриты и игумены всем собором на Великом мосту, у Креста. Да того же дни Государь обедню в Софии слушал, да назавтре, вторник в 25, в Рождество Христово, Владыка и архимандриты и игумены и священницы ходили ко государю с образы, челом бити, на Никитине улицы, и Государь образы принял, ели у Государя хлеба того дни.
1572 год, сентябрь
Сергиева монастыря архимандрит Памва, которыйбыл прислан в заточении, Государь послал по него.
|
|
| |
|