По поводу и без... Вторник, 07.05.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Мы в мире » Мифы и реальность » Мифы и реальность об Иване Грозном
Мифы и реальность об Иване Грозном
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 03:58 | Сообщение # 211
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1569 год, Новгородская третья летопись, с. 253

В лето 7077, января в 6 день, на Крещение Господне, Царь и Великий
князь Иоанн Васильевич всея Русии уби брата своего благовеного и
великого князя Владимира Андреевича Старицкого, и мнози по нем людие
восплакаша.

Того же лета, идучи во Тверь, задушити велел старого митрополита
Филиппа Московского и всея Русии чудотворца Колычева, во обители во
Твери в Отроческом монастыре, и положен бысть в том монастыре.

Того же лета во Твери Царь и великий князь Иоанн Васильевич всея
Русии многия люди поби, чрез Волгу раду в два и в три.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 03:58 | Сообщение # 212
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1569 год, Новгородская летопись, с. 254

Того же лета пойде с великою яростью и злобою в Великий Новгород
Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея русии самодержец, и
пришед сташа в городище, за два поприща от Великого Новгорода; и владыку
Пимена сведе к Москве, а бояр многих погуби и всякий людей различными
муками, многие тысячи погуби, а игумена Антониева монастыря Геласия
убил, и многих иных игуменов и инонческого чина многими муками замучи; и
колокол у Святей Софии Благовестник большой снял Пименовский, в нем же
500 пудов весом, и к Москве свезе в Слободу Александрову, и пна многа и
различныя узорчья в церквах Божьих взял, и иконы чудотворныя и драгия
сосуды священныя свезе к Москве.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 03:59 | Сообщение # 213
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1569 год, Пискаревская летопись, с.191
О смерти князя Володимера Андреевича и матери его.
Лета 7077 положил князь велики гнев свой на брата своего князя
Володимера Андреевича и на матерь его. И посла его на службу в Нижней, а
сам поеде на Вологду. И побыв тамо и поеде с Вологды к Москве. А по
князя Володимера посла, и велел ему быти на ям на Богону и со княгинею и
с детьми. И поиде с Москвы в Слободу и из Слободы, вооружася все, кабы
на ратной. И заехал князь велики на ям на Богону, и тут его опоил зельем
и со княгинею и с дочерью большой, а сына князя Василия и меньшую дочерь
пощадил. А дал ея замуж за короля Орцымагнуся невелику, а к венчанию
несли на руках, а свадьба была в Новгороде, и отпустил их в немцы; и там
была многия лета и дочь прижила с королем. И как короля не стало, и она
приехала к Москве с дочерью 94 при царе Федоре. А дочь ее крестили в
Новом монастыре царица Леонида, царевича Ивана Ивановича. А сама
королева постринлась у Пречистыя под сосенками у Сергиева монастыря. А
сын князь Володимеров Андреевича князь Василей после отца своего был
женат, а была за ним Мезецких княжна, а свадьба была в Слободе с великим
срамом и с поруганием. А выслал ея за заставу в одной сорчке, и она
ходила по деревням, никто не смеет пустити; и тако скончалася. И князя
Василия убил Володимеровича. Да тогда же опоил царицу Марью Черкаскову.
А мать князя Володимерова княгиня Евдокея жила в Горах на Белеозере в
девичьем монастыре у Воскресения. И он послал по нее, а велел ея
привести к Москве да на дороге велел ея уморити в судне, в избе в дыму.
И положиша ея на Москве у Вознесения 78(1570).
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 03:59 | Сообщение # 214
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Мазуринская летопись, т.31, с.140

Того же году Царь и Великий князь Иван Васильевич своя дела совершая
на Москве, посла же в Великий Новгород наперед себя бояр своих и воевод,
князей и детей боярских, и многое множество воинства изгоном. Они же
приехоша, постави заставы около всего Новгорода со всяким утверждением,
дабы никто, ни един человек из града не ушел. А иные дворяне того же
передового полку государеву указу поехаша около всего Великого Новгорода
по всем монастырям, запечаташа монастырския казны и церковныя палатки и
козенки и всякия потребы, а игуменов, и соборных старцев, и черных
священников, и дьяконов изо всех монастырей около Новгорода собраша,
взяша с собою. В Великий Новгород числом до пятисот и больши и поставиша
всех на правеж до государева приезду. А иные дети боярские того же полку
от всех храмов собравше попов и дьяконов, поставиша правеж и раздаша их
за приставы по 10 человек приставу и повелеша их держати крепко во узлах
железных и на правежи бити от утра и до вечера нещадно до искупа, а
правити на них по десяти рублев новгородских. А иные дети боярские того
же полку по всему Великому Новгороду запечаташа подцковия у всех храмов
и домовныя палаты у всех именитых людей со имением и поставиша многие
стражи, и повелеша крепко стрещи до государева приезду. А иные дети
боярские того же полку в Великом Новгороде гостей и приказных людей и
всех именитых людей переимав, раздаша за приставы и повелеша приставом
во узах крепко стрещи, а домы их и имения запечаташа, а жены их и дети
повелеша стражем крепко соблюсти до государева приезду. Та же и сам царь
прииде к Новгороду и учиниша новгородцем козни и грабеж, из зачала на
них такова разорения, кровопролития и грабежу не бывало.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:00 | Сообщение # 215
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Там же

Того же году послан от Государя и Великого князя Ивана Васильевича
всея Русии посол в Царьград с титулами, а ходил от Государя посол Андрей
Шеин да с ним дьяк Василий Алексеев к царю Мурату, салтану Турскому, на
Мин-Гирея царя и на колту царевича Крымского.

Того же году преставление иже во святых отца нашего Филиппа,
митрополита московского и всей Русии, чудотворца, нового неповедника, в
царство царя Ивана Васильевича всея русии пострадаи конец от жития сего
прият от Малюты Скуратова во изгнании во Твери в монастыре, нарицаемом
Остроческом, пострижен же во обители Соловецкого монастыря, родом
москвитин, славных бояо именованием Колычовых, а подлинно о нем пишет в
житии его.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:02 | Сообщение # 216
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Новгородская вторая летопись, с.163

В лето 7078, месяца ноября 13, в неделю, канун Филиппова заговейна,
прислал Царь и Государь с Москвы ко Спасу в монастырь на Хутыню
архимандрита Сергиева монастыря в заточение, зовут его Памвой.

В лето 7078, месяца марта в 13 день, на пятой недели Великого поста,
за две недели Христова дни, после государева разгрома в Великом
Новгороде, на Торговой стороне, от Волхова все дворы очистили, нарядили
площадню, а ставити на том месте двор государев.

Да месяца августа, в 30 день, в среду, взял государь по монастырям
грамоты к себе, к Москве, жалованным по всем; и пришла грамота по всем
монастырем, с Москвы, по грамоты, в Великий Новгород.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:02 | Сообщение # 217
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Холмогорская летопись, т.37, с.173

В лето 7078 Новгород громлен бысть
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:02 | Сообщение # 218
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Пискаревская летопись, с.191

О походе и о казни новгородской.

Того же году ходил Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии в
Новгород гневом и многих людей Новгородския области казнил многими
разноличными казнями: мечем, огнем и водою. И в полон, велел имати и
грабити всякое сокровище и божество: образы и книги, и колокола, и
всякое церковное строение. И оттоле пошел во Псков и хотел то же
творити, казнити и грабити. И единого уби игумена Корнилия Печерского да
келаря. И прииде к Никуле уродивому. И рече ему Никула: "Не знай,
Милухне, нас и не пробудет ти за нас! Поеди, Милухне, ранее от нас
опять. Не на чем ти бежати!" И в то время паде головой артаман. И князь
велики поеде вскоре и немного зла сотвори.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:03 | Сообщение # 219
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Прибавление к Новгородской второй летописи, с. 186

Архиепископ Пимен новгородский бысть на владычестве 17 лет и три
месяцы, и сведен бысть к Москве лета 7078, февраля в 24 день, в
государской опале, и сослан бысть на Рязани того же лета к Николе
чудотворцу на Веневу; тамо и преставися.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:03 | Сообщение # 220
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Пискаревская летопись, с.191
О первой казни.
Лета 7078 положил Царь и Великий князь опалу на многих людей и
повеле их казнити разными казнями на Потаной луже. Поставиша стол, а на
нем всякое оружие: топоры, и сабли, и копия, и ножи, да котел на огне. А
сам царь выехал, вооружася в доспехе и в шоломе и с копьем, повеле
казнити диака Ивана висковатого, диака же варом обварити, а иных многих
разными муками казниша. И всех 120 человек убиша грех ради наших.

Того же году преставися царица Марья Черкаска.

И того году женился третьим браком, понял Собакину Васильеву дочерь.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:04 | Сообщение # 221
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Псковская летопись, с.209

В лето сои году меж Рождества и Крещения прииде Царь и Великий князь
Иван Васильевич с великою опалой в Великий Новгород, и многия нарочитыя
люди погуби, множество много людей на правежи побиено бысть, иноческаго
и священническаго чина, и инокинь, и всех православных христиан, и бысть
туга и скорбь в людех велия. И святыя обители и церкви Божия и села
запустеша! Еще же к сему повеле вравити посоху под наряд, и мосты
мостити в Ливонскую землю и Вифлянскую и зелейную руду сбирати! И от
такого налогу и правежу вси людие новгородцы и псковичи обнищаша, и в
посоху поидоша сами, а от глада и мраза, и от мостов, и от наряду. А во
Пскове байдаки и лодьи большии посохой тянули под Ливонские городы под
улех; их не много тянув, покинули по лесом, и тут сгнили, и людей
погубили. И взят 24 города Ливонские и Вифлянские у немец; и своих людей
посади с нарядом и с запасы. А запасы возили из дальних городов из-за
Московных. И наполнили грады чужие русскими людьми, а свои пусты
сотвори. Егда же возратися царь на Русь, немцы же собравшеся из заморья,
из стольных городов, и Литва с Польши пришедше не по мнозе. Все те
городки очистиша себе, и поймаша, и людей побиша. А к нему прислаша себе
немчинка лютаго волхва, нарицаемого Елисея, и бысть ему любим, в
приближении; и положи на Царя страхование, и выбеглец от неверных
нахождения; и конечне был, отвел царя от веры; на русских людей царь
возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи: понеже безбожнии
узнали своими гаданиями, что было им до конца разоренным быти; того ради
таковаго злаго еретика и прислаша к нему; понеже русские люди прелестни
и падки на волхование. И много множество роду боярского и княжеска
взусти убити цареви. Последижь и самого приведе на конец, еже бежати в
Английскую землю и тамо женитися; а свои было бояри оставшие побити.
Того ради и не даша ему тако сотворити, но самого смерти предаша, да не
до конца будет Русское царство разорено и Вера Христианская. Сицева
бысть держава Грозного царя Ивана Васильевича.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:04 | Сообщение # 222
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1570 год, Мазуринская летопись, т.31, с.138-139

Лета 7078 благочестивый Государь-Царь и Великий князь Иван
Васильевич всей русии послал по своих богомольцев и велел им быти у
себя: архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам, и всему
священному собору на свой царский духовный совет. И им в соборне
извещался, и прощения просил, и бил челом, и молол о прощении, и
разрешении, и об облегчении четвертого брака и сочетании, понеже
дерзнувшу ему четвертому браку приобщитися вины ради сицевыя, что прежде
сего Царь и Великий князь женился первым браком, понел Романову дщерь
Юрьевича Анастасию и живе с нею полчетвертенатцата лета, и вражьим
наветом злых людей чародейством и отравами Царицу Анастасию изведоша, от
нея же осташася два сына: царевич Иван и царевич Феодор. Потому же Царь
и Великий князь приложил совокупиться ко второму браку и поя себе черкас
пятигорских девицу и крестию, и нарече имя ей во святом крещении Марию,
и с тою 8 лет жил, и с тою 8 лет жил, и тако же вражьим злокозиством
отравлена бысть, и на мнозе болезни многоразличный претерпевши, ко
Господу отвиде. Царь же и Великий князь пожда времени немало, вохоте
третиему браку совокупитися, ово нужи ради телесныя, ово же и чад своих
ради, поиеже совершенно возрастом недостигших, и того ради во иночество
отзити невозможно, а без супружества в миру жити блазненно. И к третьему
браку совокупления испытанию о девицах многу бывшу. И надолзе избра себе
невесту дщерь Василия Собакина, имянем Марфу. Ненавидяй добра враг
воздвиже многих людей, и враждова на царицу Марфу, еще в девицах сущие
точию, имя царское возложено на нее. И тако ей точию злую учиниша.
Благоверный Царь и Великий князь положе упование на Божие всещедрое
милосердие, лебо исцеляет, тоят за себя девицу Марфу. И только бысть за
ним 2 недели и преставися, понеже девичество не разрешил третиего браку,
и царь и Великий князь о таковых много оскорбися и хотел облечися во
иноческое, но паки видя христианство распленяемо и погубляемо, тако и
чада его не совершенна возрастом дошедше, сего ради дерзнув и четвертому
браку приобщитися. И ныне моля святительский собор и припадая, умильно
прощения прося и разрешения и милсядея болезнуя о сем, дабы прощено было
дело сие, и молитвовыанна за него на сем подвизашеся. И боголюбиви
архиепископи и епископи таково царево смирение и моление видеша о
таковом великом Божии наказании и в царской великой скорби. И
боголюбивии архиепископи и епископи в преименитом храме соборные и
апостольской церкви Пречистой Богородицы и Честнаго ея и Великих
чудотворцев Петра и Алексея и Ионы избраша от святых апостол и святых
апостол и святых вселенских седни соборов и поместных соборов о сем
великом деле, пишет о сем правило.

И весь освященный собор, уповая на милость Божию человеколюбием о
сем полезноваше и благовернаго царя ради его теплаго умильнаго покаяния
простиша и разрешиша. А покаяния ради и очищения грехов заповедь
положиша Царю и Великому князю в церковь не входити до пасхи, а на пасху
Государю в церковь войти. А с лета 7081 благословили есмя и разрешили
Государя-Царя и Великого енязя к пречистому хлебу после стола ходити и
приимати по владычним праздникам и по богородичным, когда его, Государя,
Бог сподобит, и ко святей воде и к чудотворцовым медом. Милостию же о
сем Царь-Государь да творит, елико изволит. А человеколюбия ради
архиепископи и епископи, архимандриты и игумены, и все богомольцы за
благочистиваго Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича всея Русии
самодержца и за его благоверную царицу и Великую княгиню Анну молити
Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев Петра и Алексея и
Ионы и всех святых о государьском здравии и о многолетии и о его
благоверной царице и о его благородных чадах благородном царевиче Иване
и о благоверном царевиче Феодоре. А пойдет Государь благочестивый Царь
против своих неверных недругов за Святыя Божия церкви и за Православную
веру, и ему, Государю, ся епетимия разрешити. А по правилам святых
апостол и святых отец мы, богомольцы, уповаем на милость Божию и
Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев и всех святых, взяли есмя на
себя на три годы епетию и на весь освященный собор. А прочили человецы
от мирских царского синклита и до простых никако же дерзнет четвертому
браку гордостию дмяся или от неразумия при грозным клятвам предан,
будет, преосвященным правилом даше сие писание и уставе за своими руками
благочестивому царю и Великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, по
тому ему исправляти своя бессмертная душа.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:06 | Сообщение # 223
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1571 год, Новгородская третья летопись, с.263
В лето 7079. Прислан в Великий Новгород архиепископ Леонид, а взят
из архимандритов Чудова монастыря; и бысть на владычестве два годы, и
приеха к Москве на собор, повелением благочестивого Царя и Великого
князя Иоанна Васильевича всея Русии самодержца, и удавлен бысть кзенью,
у Пречистой на площади.
1571 год, Ивана Слободского летопись, с.195

Лета 7079, мая в 5 день, прииде на Русь крымский царь и град Москву
пожег, а Царь-Государь Иван Васильевич был тогда на Вологде и помышляше
в Поморские страны, и того ради строены лодьи и другия суды многия к
путному шествию: тогда были володжанам великия налоги от строения града
и судов.

Того же года грех ради человек бысть посещением Божиим на Вологде
мор Великий, и того ради Великий Государь изволил идти в царствующий
град Москву, и тогда Вологды града строение града прести и доныне
закосне. Великий Государь-Царь Иван Васильевич был на Вологде три лета и
пять месяцев.

1571 год, Пискаревская летопись, с.191-192

О приходе крымского царя к Москве.

В лето 7079 попущением Божиим за грехи христианские прииде царь
крымский на русскую землю. А Царь и Великий князь Иван Васильевич пошел
был в Серпухов да услышал, что царь прииде к Оке реке, и он побежал в
Слободу, а ехал на Бронницы да в Слободу, а из Слободы побежал был в
Кириллов. Да как царь пошел, и он воротился к Москве. И как царь
крымский поиде от Москвы, и прислал послов к Великому князю по выход. И
князь Великий нарядился в серьмягу, бусырь да в шубу Баранью и бояря.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:08 | Сообщение # 224
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
1571 год, Новгородская вторая летопись, с. 164-165

7079. Да того же месяца, июня в 23, в неделю, архиепископ Леонид, и
архимандрит Юрьева монастыря Феоктист, да московский архимандриты
Феодосей да Симонова монастыря Иев, и все игумены новгородские, и
священници, и мужи, и жены с младенцы встречали Пречистую Владимирскую в
церкви святого Николы, и пели молебны в церкви, и даша икону нести
Пречистую Владимирскую Владыка двема, священником, с Никитины улицы; из
церкви понесоша икону на Ильину улицу, к святей Богородицы Знамение, и
начаша идучи пети кануны Богородицы и стихи многии дияки московскии; и
за иконою шел царь православный Иван Васильевич, да его сын Иван
Иванович большей, чинно и благородно и со страхом; и приидоша в церковь
Знамение Святой Богородицы, и Владыка начал молебны пети в церкви. И
царевич Иван в церкви у образа знаменовался и Пречистой молился, чинно и
со страхом и октению говорил за Царя-Государя и за царевичев, и за
царицу Анну, и за всех православных христиан; и взя Владыка сам за икону
с места своего, и дал туго нести двема; и понесоша обе иконы к Софии
Премудрости Божии, и начаша пети кануны и стихи Богородничнии, и поидоша
чинно и благородно и со страхом. И приидоша на Великий мост к честному
кресту и тут у креста молебен пели, и владыко крестом осенял и царя, и
царевича благословил, и поидоша во двор; и приидоша к дверем к
Корунским, и туто Владыко стоял и царь, и царевич, и князья, и бояре; и
поставиша стол и на столе чару серебряну позолочену с водою, и мощи
святых многих и нача владыка воду святити, и положи в воду мощи святых,
и вода воскипе в царя, а диаки московские, а те поры пели Богородичныи
Пречистой, и Владыко царя и царевича крестом благословлял, да и водою
кропил; и пойде с иконами в церковь, и начаша в церкови говорити часы, и
Государь-Царь, и царевич слушал в Софии обедни; и после обедни понесоша
опять обе иконы в церковь святого Никиты, и Владыка в церкви пел
молебны, да сктению говорил диакон за Царя и за Государя, и за царевича
Ивана, за Великую Царицу Анну, и Владыка благословлял Государя и
царевича крестом, да и святою водою кропил Царя и Государя. И весь
народ, в церкви и иконы в церкви, да поставил икону Пречистую
Владимерскую на своем месте, и пойде Владыко, с архимандриты и
священницы. Мужики и жены провожати с Никитины улицы из церкви икону
святыя Богородицы Знамения на Ильину улицу и прииде в церкву святей
Богородицы Знамения, и пел молебны в церкви и октению говорил за царя и
государя Великого князя Ивана Васильевича, и за царевичев Ивана и
Феодора, и за царицу Анну, и за всех православных хрестиан, и постави
икону на месте своем, а царь и царевичи не ходили провожати.

Да того же месяца Царь православный Иван Васильевич, да и царевич
Иван Иванович пировал у Владыки.

1572 год, Новгородская вторая летопись, с.171

Того же дни, июля 9, Царь и Государь князь Великий Иван Васильевич
всея Русии ездил пировати в монастырь в Юрьев, и с своими бояры.
 
ИриdaДата: Суббота, 17.12.2016, 04:08 | Сообщение # 225
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Там же, с.167
Лета 7080, месяца сентября 16, в неделю, Государь пожаловал
священников отпустил в Новгород: священника Филиппа Щепочева, да
священника Семена с Легощи улицы, да священника Федотия с павловы улицы,
да священника Ждана из дворца с Колмова.

Там же, с.168
В лето 7080, месяца сентября в 30 день, в неделю, повелением
Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича, слип бысть сей колокол
новой в Великий Новгород, в Слободе.

Месяца июня, 15 в неделю, заложил государь избы ставити на своем
дворе, на дверищи.

Там же, С.167

1572 года, декабря 24, в понедельник, приехал Царь православный Иван
Васильевич, да с ним царевич большей Иван Иванович, да с царевич меньшей
Феодор Иванович, в Великий Новгород, миром, на шестом часу дни. И
встречал Государя Владыка, со кресты, архимандриты и игумены всем
собором на Великом мосту, у Креста. Да того же дни Государь обедню в
Софии слушал, да назавтре, вторник в 25, в Рождество Христово, Владыка и
архимандриты и игумены и священницы ходили ко государю с образы, челом
бити, на Никитине улицы, и Государь образы принял, ели у Государя хлеба
того дни.

1572 год, сентябрь

Сергиева монастыря архимандрит Памва, которыйбыл прислан в заточении, Государь послал по него.
 
Форум » Мы в мире » Мифы и реальность » Мифы и реальность об Иване Грозном
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz