Есть в США такой «Семинар по Иисусу» (Jesus Seminar) из 150 ученых-библеистов, среди которых – либеральные католики и протестанты, а также атеисты и агностики. Критически проанализировав раннехристианские источники, включая канонические и апокрифические Евангелия, они предложили свою реконструкцию реального исторического образа Иисуса из Назарета. По результатам работы семинара было издано три книги: «Пять Евангелий» (1993), «Дела Иисуса» (1998), «Евангелие Иисуса» (1999). Кроме того, участники семинара выступают с лекциями и проводят тренинги по всей стране. В академической среде библеистов у них есть критики и оппоненты. Ну да, впрочем, 100%-достоверной исторической реконструкции Иисуса получить всё равно невозможно, и каждый имеет право на свой взгляд. Более подробную информацию можно найти в английской Википедии.
Ну так вот что из трудов «Семинара по Иисусу» получается. Исторический Иисус из Назарета был эллинизированный иудей, странствующий мудрец, учитель и целитель, проповедовавший евангелие освобождения от любых форм угнетения и несправедливости, а прежде всего – освобождения от власти наглой, жестокой и алчной «религиозной элиты». Он порвал с теологическими догмами иудейской религии, к которой принадлежал по рождению, не слишком считался с социальными нормами и приличиями, совершал шокирующие поступки, свое учение излагал в виде парадоксальных притчей и афоризмов, бросал вызов здравому смыслу и вообще часто действовал вопреки ожиданиям аудитории. К изгоям общества он относился по-братски, а вот «лиц посвященной Богу жизни» совершенно не терпел, как и они его. Иисус проповедовал «Боговластие» (на языке Евангелий – «Царствие Божие») как уже актуальное и совершающееся, но опять-таки парадоксальным и «невидимым» для многих образом. А вот апокалиптические идеи, имеющие большой вес в Новом Завете, были на самом деле ему совершенно чужды. И, естественно, Иисус был обычным человеком, зачатым естественным образом (а не «от Духа Святого»). Он не повелевал природными стихиями, а целью его крестной смерти отнюдь не было освобождение рода человеческого от мифического «первородного греха». Его воскресение из мертвых тоже не следует понимать как физическое явление.
И знаете, именно такой Иисус мне очень близок. Впрочем, я бы добавил к его реконструированному американскими учеными образу еще две черты. По мне, так совершенно очевидно, что Иисус был не только религиозным бунтарем, но и еще и мистиком, в чем-то вероятно подобным позднейшим суфиям. И еще вероятно всё ж таки был чудотворцем: ну то есть совершал дела, которые его современниками воспринимались как «чудеса», независимо от их «объективно-научной» оценки. А так всё правильно. И, думаю, нет нужды объяснять, что именно «пуськи» близки вот такому Христу и (сознательно или нет) возвещают его нашему обществу. А вот главпоп всея Руси – верный продолжатель курса иудейского первосвященника Кайафы. Тогда действующий по указке из патриархии «независимый и светский» суд, отправивший «пусек» в СИЗО, – это наш «коллективный Понтий Пилат».
Источник |