По поводу и без... Воскресенье, 01.12.2024, 22:24
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Ересь жидовствующих
Елена_РусьДата: Четверг, 01.12.2016, 12:51 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
«Ученый иудей Схария, про которого годы спустя скажут: «дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению», прибыл в охваченный смутой
Новгород в свите киевского князя Михаила Олельковича в 1470 году.
В Новгороде, где скорбь от походов и казней Ивана III Васильевича мешалась
тогда – в 1492 году завершалось седьмое тысячелетие от сотворения мира!
– с ожиданием конца света, разговоры Схарии о тайном иудаизме,
астрологии и черной магии никого не насторожили.
Из «Просветителя» Иосифа Волоцкого явствует, что «жид прельстил сначала попа Дениса и соблазнил его в жидовство; Денис же привел к нему
протопопа Алексея, служившего тогда на Михайловской улице, и этот также
отступил от непорочной и истинной христианской веры. Потом прибыли из
Литвы и другие жиды – Иосиф Шмойло-Скаравей, Мосей Хануш. Алексей же и
Денис так старались укрепиться в жидовской вере, что всегда пили и ели с
жидами и обучались жидовству; и не только сами учились, но и жен и
детей своих учили тому же. Они захотели обрезаться по вере жидовской, но
жиды им того не разрешили, говоря: если проведают об этом христиане, то
увидят и разоблачат вас; держитесь своего жидовства втайне, а внешне
будьте христианами».

Схария отнюдь не стремился утвердить иудаизм на Русской земле, он пытался лишь склонить православных людей к
отрицанию спасительных таинств и основных догматов православия, приучал
их к искажению и осквернению святынь, которым поклонялся русский народ.

Отрицая догматы православия, приверженцы ереси, получившей в официальной науке
название ереси жидовствующих, тем не менее внешне соблюдали все обряды и
стремились проникнуть (и проникали!) в структуры Православной Церкви.

Отрицая Божество Христа, жидовствующие отрицали и церковные установления:
отвергали таинства, посты, праздники, почитание Божией Матери и святых
угодников, кощунственно относились к святым иконам, а также честному
кресту и мощам, отвергали храмы.

– Если Христос был мессия, – спрашивали у неискушенных собеседников проповедники ереси, – то почему
не является Он в славе, по вашим ожиданиям?
По сути, они повторяли вопрос, который задавали полторы тысячи лет назад на Голгофе
иерусалимские книжники и фарисеи, говорившие: «Если он Царь Израилев,
пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в него».

Едва ли караима Схарию обвинили бы в ереси, если бы он исповедовал иудейство и исполнял
соответствующие религиозные правила в своей иудейской среде. И даже если бы совращенные им новгородские попы открыто перешли в иудейство, это
тоже не давало бы повода говорить о ереси.
Но в случае с ересью жидовствующих речь идет о другом.
Священники Денис и Алексей, уже исповедуя иудаизм, не только не покинули
Православную Церковь, но, выдавая себя за православных, продолжали
работать внутри нее на разрушение православия.


Смысл ереси жидовствующих заключался не в том, чтобы склонить человека к чему-то
определенному, а только в том, чтобы опорочить в его глазах
православие».


Это выдержки из статьи Николая Коняева «От ветра главы своея» (журнал «Север» №9-10, 2013).
 
Елена_РусьДата: Четверг, 01.12.2016, 13:34 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Слухи о благочестивой жизни и мудрости двух главных тайных еретиков Алексея и Дионисия дошли до князя, сами они
произвели на великого князя хорошее впечатление при встрече, и Иван III взял их с собой в Москву. Алексей
стал протопопом Успенского собора в Кремле, а Дионисий — священником
Архангельского собора. Так ересь попала из Новгорода в Москву. Дионисий и Алексей пользовались большим уважением в столице, и там они распространили свое
учение между людьми известными и влиятельными. В числе принявших учение были:
всесильный тогда при княжеском дворе дьяк Федор Курицын, его брат Иван Волк,
дьяки Истома и Сверчок и другие. Даже вдова Елена, невестка великого князя и
мать наследника престола, приняла это учение. Даже Иван III подпадал временами под влияние
еретиков и тоже "склонял слух" к ереси. Великий князь конфисковывал тогда
монастырские земли, и критика церковных "стяжателей", возможно, соответствовала
его политике.

В 1487 году новгородскому архиепископу Геннадию донесли, что несколько священников в пьяном виде надругались над иконами. Геннадий тут же начал вести розыск в Новгороде, и в
этом ему помогал раскаявшийся поп Наум, передавший Геннадию тетрадки с псалмами
и молитвами жидовствующих. На допросах еретики называли себя православными, но
выяснилось, что втайне они держались своей ереси и распространяли ее в городах и
селах, где у них было много приверженцев среди попов. Заподозренные в ереси —
поп Григорий с сыном Самсонкой, поп Ереса и дьяк Гридя — сбежали в Москву к
своим покровителям, но Геннадий отправил туда собранные при розыске материалы.
Беглецы были схвачены, осуждены на соборе, их били кнутом и вернули назад, в
Новгород, — но оттуда они снова сбежали в Москву и даже пожаловались великому
князю, что архиепископ их "имал, и ковал, и мучил, да грабил животы". При
великом князе Иване III еретики жили в Москве вольготно, "в
ослабе".

В 1489 году новым митрополитом Руси стал симоновский архимандрит Зосима. Геннадий из Новгорода потребовал от него,
чтобы он вместе с церковным собором предал еретиков проклятию, и привел в пример
испанскую инквизицию, при помощи которой "шпанский король землю свою очищал".
Зосима вынужден был созвать собор в 1490 году, и из его приговора над еретиками следует, что жидовствующие не признавали Иисуса Христа сыном Божьим,отвергали его божественность и святую троицу, "хулы изрекали на Иисуса и Марию", отрицали почитание креста,
икон, святых и чудотворцев, отвергали монашество и считали, что Мессия еще не
явился. Все они почитали "субботу паче воскресения Христова", признавали лишь
единого Бога — "Творца неба и земли" и праздновали еврейскую
Пасху.Еретики упорно отрицали свою вину, но собор лишил их духовного сана, предал проклятию и осудил на заточение.
Некоторых из них отправили к Геннадию в Новгород, и архиепископ велел встретить
их за сорок верст от города, надеть на них вывороченную одежду, шлемы из бересты
с мочальными кистями и соломенные венцы с надписью "се есть сатанино воинство".
Их посадили на лошадей лицом к хвосту, а народу велено было плевать на них и
кричать: "Вот враги Божий, хулители Христа!" Затем на их головах зажгли шлемы из
бересты, некоторые из осужденных лишились после этого рассудка и
умерли.Но ересь продолжала
распространяться при дворе великого князя.
Знаменитый Иосиф Волоцкий, основавший в волоколамских лесах новый монастырь со строгим уставом, стал
главным борцом с ересью
. Из его посланий можно понять, в каком состоянии было тогда всеобщее брожение умов. Он писал: "С того времени, как солнце православия
воссияло в земле нашей, у нас никогда не бывало такой ереси: в домах, на
дорогах, на рынке все, иноки и миряне с сомнением рассуждают о вере, основываясь
не на учении пророков, апостолов и святых отцов, а на словах еретиков,
отступников Христа; с ними дружат, пьют и едят, и учатся у них жидовству. А от
митрополита — сосуда сатаны и дьявола — еретики не выходят из дома и спят у
него". Иосиф требовал, чтобы священники отказались от всякого общения с митрополитом Зосимой, не приходили к нему и не принимали у него благословения,
потому что Зосима — "скверный, злобесный волк в пастырской одежде" — защищал
еретиков и считал, что осуждать их не надо.
И на самом деле, в нетрезвом виде Зосима высказывал порой еретические суждения о том, что Христос сам себя назвал
Богом, что церковные уставы — это вздор, а иконы и кресты — просто "болваны".
"Что такое царство небесное, что такое второе пришествие, что такое воскресение
мертвых? — говорил он. — Ничего этого нет: кто умер, тот умер, и только; дотоле
и был, пока жил на свете". В 1494 году Зосима, заподозренный в ереси, отрекся от митрополии — "по немощи своей". В летописях объясняется это так: Зосима был
удален за страсть к вину и за нерадение о церкви.

Невестка великого князя Елена была на стороне еретиков, ее поддерживали могущественные сановники, а Иван
III торжественно провозгласил Дмитрия,
сына Елены, наследником великокняжеского престола.
Торжество Елены и ее приверженцев было непродолжительным. Влиятельного дьяка Федора Курицына не было уже в живых. Иван III из-за разных семейных неурядиц
охладел к своей невестке Елене, заключил ее с сыном в темницу и назначил в 1502
году своего сына Василия наследником. Вместе с этим пришел конец влиянию жидовствующих при дворе великого князя.
В конце 1504 года был созван церковный собор. Жидовствующие пытались защищаться, Иосиф Волоцкий был обвинителем, — собор постановил предать смерти главных еретиков. Некоторые из
них объявили, что они раскаиваются, но их раскаяние не было
принято:Иосиф Волоцкий отклонил его под тем
предлогом, что раскаяние, вынуждаемое страхом казни, не может быть искренним. 27
декабря 1504 года в Москве в деревянных клетках всенародно были сожжены дьяк
Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита
Кассиана, Некраса Рукавого и других еретиков. Многих отправили в заточение по
тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию, и даже через
два столетия после этого ежегодно предавались анафеме Кассиан, Курицын, Рукавый,
Коноплев и Максимов "со всеми их поборниками и
соумышленниками"

"Ересь жидовствующих" не проявлялась открыто в России до конца восемнадцатого — начала девятнадцатого
века, когда она была обнаружена властями. Но до сих пор в русском народе
существуют различные секты иудействующих, сторонники которых уверяют, что веру
свою "исповедуют издревле", якобы с пятнадцатого века, со времен новгородской
"ереси жидовствующих", — но доказать это теперь
невозможно.
http://chassidus.ru/library/history/kandel/07.htm
 
ИриdaДата: Четверг, 01.12.2016, 18:56 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата Елена_Русь ()
Ученый иудей Схария, про которого годы спустя скажут: «дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению», прибыл в охваченный смутой Новгород

А почему ересь  так легко привилась в Новгороде?  Каким же образом чернокнижник и астролог  Схария мог навязать православным русским свою жидовскую веру, а новгородские священники могли принять ее ?
 
Елена_РусьДата: Четверг, 01.12.2016, 21:02 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Цитата Ириda ()
А почему ересь так легко привилась в Новгороде? Каким же образом чернокнижник и астролог Схария мог навязать православным русским свою жидовскую веру, а новгородские священники могли принять ее ?
Ирида, постараюсь завтра ответить сейчас хочу досмотреть последнии серии "Софии".
 
Елена_РусьДата: Пятница, 02.12.2016, 15:39 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Думаю, потому, что город был торговый, вольный, всякого сброда хватало.  А Схария был совсем не глупый человек, наоборот, он виртуозно владел Ветхим Заветом и ,переиначивая некоторые смыслы, заложенный в нем, смог совратить сначала одного попа, потом его собрата... А дальше уже сами эти "лже-христиане" стали совращать других христиан.
Как правило, любые ереси распространяются по незнанию\сомнению  одних и хитрости других.
 
Елена_РусьДата: Пятница, 02.12.2016, 15:42 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Вот интересный источник о распространении этой ереси http://www.e-reading.by/chapter....im.html
 
ИриdaДата: Пятница, 02.12.2016, 16:39 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата Елена_Русь ()
Думаю, потому, что город был торговый, вольный, всякого сброда хватало.  А Схария был совсем не глупый человек, наоборот, он виртуозно владел Ветхим Заветом и ,переиначивая некоторые смыслы, заложенный в нем, смог совратить сначала одного попа, потом его собрата... А дальше уже сами эти "лже-христиане" стали совращать других христиан.Как правило, любые ереси распространяются по незнанию\сомнению  одних и хитрости других.

Трудно  поверить, что  священники  Дионисий и Алексей, а также  приближенный князя  влиятельный дьяк Федор Курицын  были сбродом.  Тем более, что впоследствии   и Дионисий, и Алексей  так понравились Ивану III, что он забирает их в Москву и определяет им  достаточно высокое положение.  Как оказалось возможным, что  они хулили Богородицу и  пренебрегали Причастием?  Совратить паству этим  священникам не составляло  никакого труда -  обычно верующие  скорее доверяют своим  духовникам,  чем  даже самым умным жидам.


Сообщение отредактировал Ириda - Пятница, 02.12.2016, 16:55
 
ИриdaДата: Пятница, 02.12.2016, 16:56 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата Елена_Русь ()
Вот интересный источник о распространении этой ереси http://www.e-reading.by/chapter....im.html

Феномен «ереси жидовствующих», которая возмутила религиознуюи культурную ситуацию на Руси в последней четверти XV - начале
XVI в., традиционно относится к числу тем, популярных более у публи­
цистов, нежели у исследователей. В то же время именно здесь наблюда­
ется наиболее широкий спектр мнений. В советской историографии
ересь в соответствии с известным марксистским постулатом квалифи­цировалась как массовое антифеодальное движение, современные ис­следователи определяют ересь как преимущественно идеологический
феномен. Одни считают это движение генетически и типологически
близким духовным движениям эпохи Возрождения, другие находят
возможным уподоблять жидовствующих вальденсам и гуситам. Для
одних жидовствующие - это символ духовных исканий и вольномыс­
лия, для других - мрачные заговорщики, использовавшие приемы и
технику конспирации в попытках манипулировать придворными пировками. По-разному оценивается роль иудейского фактора в гене­зисе ереси: от признания его основным до полного отрицания. Уро­вень источниковедческой разработки немногочисленных источников
об этом уникальном в истории средневековой Руси явлении значитель­но отстает от уровня культурологических обобщений и интерпретаций
при всем многообразии точек зрения 
ПОСЛАНИЯ ГЕННАДИЯ ГОНЗОВА: ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ О ЕРЕСИ «ЖИДОВСКАЯ МУДРЪСТВУЮЩИХ»  (работа Алексеева А.И.)
 
Елена_РусьДата: Пятница, 02.12.2016, 17:18 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Цитата Ириda ()
Трудно поверить, что священники Дионисий и Алексей, а также приближенный князя влиятельный дьяк Федор Курицын были сбродом.
Это написано не о них. Схария не смог бы появится в Москве, а в Новгороде -легко, т.к. там полно было приезжего сброда- легко затеряться. Вот о чем речь.
 
Елена_РусьДата: Пятница, 02.12.2016, 17:59 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Свт. Геннадий Новгородский в борьбе с жидовской ересью.

"...главным делом жизни блаженного Геннадия была борьба с жидовскою ересью, борьба, продолжавшаяся во все почти 20 лет его святительского служения.
Прибыв в Новгород в 1485 г., он вскоре уже узнал, что здесь скрыто
действует ересь жидовствующих.
http://vn-eparhia.ru/novgoro....rodskij

Так же и Преп. Иосиф Волоцкий боролся с этой ересью.

Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440—1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих,
потрясшей Россию на рубеже XV — XVI вв. Этот емкий свод православного
богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви.
Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга
эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и
оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые
приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши
дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых»
религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые
полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и
сегодня.https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/prosvetitel/
 
СумракДата: Пятница, 02.12.2016, 23:44 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1313
Репутация: 24
Статус: Offline
Я выскажу свое мнение под впечатлением от просмотра фильма "София" . Жидовствующих Курицына, княжну Елену Стефановну и др... подвергли экзекуции не как еретиков, а как заговорщиков против великокняжеской власти. Сценаристы фильма не смогли найти другого оправдания казни, кроме как заговора. Моё мнение в отношении этих отвратительнейших явлений - религиозной нетерпимости и инквизиции, однозначно - христианство, в его декларированной любви, это не украшает. Мало того, как я уже высказался в диалоге с МИКом...с позиции христианства, в частности православия, ничего объяснить в истории Руси как 15-16х веков, так и в более позднее время, нельзя. Его влияния на светскую власть ничтожно. Им манипулировали, его использовали в своих целях "сильные мира сего" в разных ситуациях, но никогда на пользу народа во вред себе.
 
МИКДата: Суббота, 03.12.2016, 01:41 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
Цитата Сумрак ()
Моё мнение в отношении этих отвратительнейших явлений - религиозной нетерпимости и инквизиции, однозначно - христианство, в его декларированной любви, это не украшает.
Та история с жидовствующими вызывала и продолжает вызывать много споров и среди православных.
Цитата Сумрак ()
с позиции христианства, в частности православия, ничего объяснить в истории Руси как 15-16х веков, так и в более позднее время, нельзя.
Учение Христа предназначено не для объяснения исторических явлений.
Цитата Сумрак ()
Его влияния на светскую власть ничтожно.
И не для этого, хотя некоторые случаи, наверное, и можно бы вспомнить.
Цитата Сумрак ()
Им манипулировали, его использовали в своих целях "сильные мира сего" в разных ситуациях
Подобное — обычное явление для мира сего.
Цитата Сумрак ()
никогда на пользу народа во вред себе.
Наверное, есть конкретные примеры "вреда себе".


Сообщение отредактировал МИК - Суббота, 03.12.2016, 10:36
 
СумракДата: Суббота, 03.12.2016, 10:49 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1313
Репутация: 24
Статус: Offline
Цитата МИК ()
Учения Христа предназначено не для объяснения исторических явлений.

И тем не менее существовала христианская интерпретация исторических фактов. С удивлением увидел это в монографии об Иване Грозном некогда уважаемого мной историка Дмитрия Володихина и его рецензора  Елисеева. Я уж подумал, что этот метод интерпретации давно в прошлом, вместе с работами историков Нечволодова, Конторова, Флоровского.
 
Елена_РусьДата: Суббота, 03.12.2016, 16:24 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Цитата
Я выскажу свое мнение под впечатлением от просмотра фильма "София" .
Жидовствующих Курицына, княжну Елену Стефановну и др... подвергли
экзекуции не как еретиков, а как заговорщиков против великокняжеской
власти.
Это фильм и в нем ересь практически не затрагивалась- все свели к каким-то магическим обрядам и проч.  А Елену князь хотел казнить за отравление своего сына. Она хотела возвести своего сына на трон. Это не заговор? Но по истории ее отправили с сыном в монастырь. В фильме даже не показали, что и князь прельстился этой ересью вначале. Т.ч. равнять художественное произведение с реальными событиями по ереси жидовствующих не стоит.
Фильм был о Софии и в этом плане он удался.
 
МИКДата: Суббота, 03.12.2016, 19:02 | Сообщение # 15
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 538
Репутация: 7
Статус: Offline
Цитата Сумрак ()
Цитата МИК () Учения Христа предназначено не для объяснения исторических явлений.
___________________
И тем не менее существовала христианская интерпретация исторических фактов.
У любого факта существует своя "христианская интерпретация", но не всякий христианин способен постигнуть её.
Цитата Сумрак ()
С удивлением увидел это в монографии об Иване Грозном некогда уважаемого мной историка Дмитрия Володихина и его рецензора  Елисеева. Я уж подумал, что этот метод интерпретации давно в прошлом, вместе с работами историков Нечволодова, Конторова, Флоровского.
Д. Володихин — православный историк. Припоминаю, что в его работах изредка это проявлялось. Для верующего историка это нормально. Не заметил, чтобы те проявления исказили сути излагаемого. По рецензиям Елисеева я "пробежал". Работы Флоровского по периоду Иоанна 4 не читал, по другому периоду читал немного, ничего подобного не заметил. У А. Карташёва есть упомянутая Вами "христианская интерпретация" о приходе ап. Андрея первозванного на Днепр, которая, наверное, могла бы Вас смутить поболее), но историками она не принята ни православными, ни иными. Любой православный историк помнит, что пишет не только для православных, пишет не житие святых, не богослужебные тексты, а потому знает меру выражения своей веры, но полностью утаить её не может даже при строгом формальном изложении исторических фактов, и это нормально.
Проблема-то конкретная в работах Д. Володихина в чём конкретно?
 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz