"Иван Грозный" Репина останется в Третьяковке, несмотря на протесты представителей православной общественности
Полотно Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" останется
в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несмотря на обращение
некоторых историков и представителей православной общественности к его
руководству с требованием убрать картину в запасники, чтобы "она
перестала оскорблять патриотические чувства русских людей"."Они высказали свою точку зрения — да, мы ее услышали. Но это не значит, что мы должны снимать картину, провисевшую
в экспозиции сто лет и связанную с историей формирования коллекции музея
и именем его основателя Павла Михайловича Третьякова, который приобрел
работу у художника. Пока такой мысли даже не возникало, соответственно,
она будет висеть", — сказала
РИА "Новости" 3 октября директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.Она добавила, что высказывать свою точку зрения имеет право каждый, но указывать
и требовать — "невозможная ситуация". "У людей, кто на этом настаивает,
одна точка зрения, у других людей она другая. Поэтому я не очень
понимаю, почему вдруг может потребоваться это делать по желанию одной
части нашего общества. Надо принимать во внимание мнение и других людей
тоже", — пояснила собеседница агентства.Она полагает, что возникшая ситуация связана, в том числе, с личным пиаром конкретных людей, подписавшихся под обращением. "К сожалению, мы
сейчас живем по закону шоу-бизнеса. Третьяковская галерея — известный
и любимый многими музей. Возникает заманчивый вариант, когда на фоне
нашего бренда можно создать конфликт, и скандал становится способом
самопиара, в том числе", — сказала Лебедева.В обращении, адресованном также министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в частности, говорится, что "в замечательном собрании
галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское
государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам
явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего,
речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так
и его живописном воспроизведении картине И.Е. Репина "Иван Грозный и сын
его Иван 16 ноября 1581 года"".Лебедева отметила, что Репин — не историк, а прежде всего художник, имеющий право на свое творческое
видение, "и как художник он взял этот сюжет не для того, чтобы показать
часть нашей истории, а для того, чтобы показать трагедию самой ситуации.
Это художественное произведение, а не просто иллюстрация некоего
исторического факта, о котором говорили некоторые исследователи"."Подобное обращение — свидетельство слишком поверхностного отношения к отечественному художественному наследию. Если сейчас есть внимание
к пересмотру истории, к учебникам по истории — то это вопрос
комплексный, серьезный, который должен обсуждаться на другом уровне", —
уверена Лебедева.Она не считает корректным в этом случае оперировать бесспорными шедеврами отечественного изобразительного искусства.Кстати, картина, известная также как "Иван Грозный убивает своего сына", не впервые привлекает внимание отнюдь не своими художественными
достоинствами — сначала она не понравилась императору Александру III
была запрещена к показу. Ограничения, впрочем, были вскоре сняты. Через
несколько десятилетий полотно сильно пострадало от ударов ножом
душевнобольного зрителя, и потребовало значительных усилий
по восстановлению.
РИА Новости