Третий американский президент, Томас Джефферсон, когда - то изрёк:
"В вопросах стиля плыви по течению; в вопросах принципа стой твердо, как скала".
Принципы - это хорошо. Ими можно поступиться лишь в том случае, если принял на себя обязательства перед людьми выполнять нечто такое, что противоречит им, принципам. Но здесь уже долг выходит на первое место. Долг и ответственность. О чем я думаю? Сегодня о толерантности ...или терпении к ближнему, к его достоинствам и недостаткам, самовыражению и правам... Современная цивилизация призывает к толерантности и достаточно частр цитирует Вольтера : «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»
Я не готов отдать жизнь ни за какое право. И не потому, что Вольтер никогда ничего подобного не говорил, и что для меня, достигшего возраста Христа, не существует авторитетов...а потому, что нет ничего дороже жизни, и только она является абсолютной ценностью. Со слов мыслителя Докинза- я счастлив, что умру, потому как мне повезло родиться. Но я хочу прожить полный срок, отмеренный человеку, а не ставить на кон жизнь ради чьих-то представлений о добре и зле, долге, ответственности, чести, достоинстве и многих других понятий, введённых в ранг нечто такого, ради чего берутся за топор или факел. Делают ли мои убеждения меня толерантным. Боюсь, что нет. Воспитанный в определённой культурной традиции, я не в силах отказаться от её генетических установок и времени детства, когда в мой мозг вбивали законы и правила поведения в конкретном обществе. Теперь у меня рефлексы, присутствие которых я не замечаю. Даже максимальный самоконтроль и рефлексия не в состоянии сделать меня нейтральным и объективным. Есть вещи, на которых заканчивается моя толерантность, и я готов отстаивать свои права на уважение того, что я ценю. "Мой друг Савранский..." , так прямо и заявил: "Я - ксенофоб! Почему я должен быть терпим к тому, что вызывает во мне чувство отвращения?" ...и в его вопросе есть рациональный смысл. Мне не нравится, когда курят в присутствии детей и беременных женщин, не нравится, когда мне навязчиво предлагают купить "слона", а иначе " отключим газ", не нравится, когда в меня целятся из ружья. Так вот я не стану курить в присутствии детей, не стану всучивать "слона", и не стану угрожать оружием. И более того: я не стану говорить те вещи, за право высказывать которые, английская писательница Эвелин Холл готова была отдать жизнь Вольтера.
По мне так да. В парадоксальном предложении личным примером исключить вопрос толерантности на начальной стадии возникновения конфликта. В качестве примера: я, и многие мои единомышленники, относительно спокойно относимся к проявлениям клерикализма в среде, где религия занимает традиционное место в культурном слое общественных отношений, но совершенно не приемлемы нетрадиционные проявления, продиктованные модными тенденциями или внешним давлением мультикультуризма.
Ваш друг Савранский восхищен Вашим постом, кабальеро. Особенно в той его части, где знаменитая фраза...якобы, Вольтера, приобрела настоящего автора. Для меня это было не меньшим откровением, чем и, не менее знаменитая, фраза о цензуре того же Джефферсона ( об этом я писал в своем блоге, можете прокрутить темы вниз, если интересно). Ну а во всем остальном наши позиции созвучны, и Вы, как и я, такой же ксенофоб, разве только что - парадоксальный.