Эту картину видеть нам приходится совсем не часто. Но в 1903 году картина Н.Бунина вызвала настоящий скандал среди публики. Многие российские газеты живенько откликнулись на это событие и вот что они писали по этому поводу.
"Петербургская газета": 06 марта (21 февраля) 1903 года.
Года два назад И.Е.Репин выставил у передвижников портрет Л.Н.Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину: "Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.
Если действительно Толстой обратился с такими словами к Репину, то несомненно, что он не совсем был доволен изображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины. Короче говоря, нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя.
Подобного рода картину публике предстоит созерцать на имеющей в воскресенье открыться выставке Спб. художников. Автор картины, Н.И.Бунин, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен. Неправда ли, как это оригинально? Но это еще не все... Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И.Е.Репина! Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого? Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны...
поместил заметку: На выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже обращает большое внимание картина Н.Н.Бунина "Рыбная ловля", где изображены в одних рубахах гр. Л.Толстой и художник Репин, ловящими рыбу бреднем.
"Новости дня" от 14(01) марта 1903 года пишут: Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина. Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.
16 (03) марта того же года оповестили читателей: В воскресенье, 2 марта, около пяти часов вечера на выставке общества петербургских художников произошел скандал, причиной которого влилась злополучная картина Бунина "Рыбная ловля". Один из присутствовавших, оказавшийся московским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово "мерзость". Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул: "Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!" Послали за полицией. ... Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек.
17 (04) марта та же газета пишет: ...В тот же день "Рыбная ловля" с московской надписью мерзость на ней была снята. [...] Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу - в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставки посетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о "Рыбной ловле" посетители начали считаться сотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400.[...] Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Бунина и Любошица, - будет повешен у входа аншлаг о снятии "Рыбной ловли".
Писатель Ф.Сологуб поместил в газете "Новости" свое письмо относительно этой картины:
Много разговоров в городе о картине г. Бунина, изображающей рыбную ловлю и на ней великого писателя. ...
Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги люде, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же в традициях живописи - символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: самого Наполеона Канова изобразил вовсе без одежды.
Сам Лев Толстой откомментировал это событие так (из газеты "Новое время" от 07 мая (24 апреля) 1903 года) :
<...> Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения. - Видали вы картину Бунина? - спросил я. - Видал на снимке. - Ну, что скажите? - Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...<...>
**** Правописание газетных публикаций сохранено в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами того времени
Кстати, перечитала еще раз Послание Синода об отлучении Л.Толстого, то собственно, нет там призыва анафемствовать его. Наоборот, Церковь призывает молиться о нем: "...Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь."
А анафема - это уже , как говорится, инициатива на местах.
"...Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь."
"...казнить, безъ пролiтiя крови", - напоминает. Ну это в будущем, я очень желаю самому себе ошибиться!
Более откровенно – и уже публично – через три года выступил харьковский протоиерей Буткевич, который на торжественной литургии в годовщину восшествия на престол Александра III произнес в кафедральном соборе проповедь о том, что Толстой «больше всех волнует умы образованного и необразованного общества своими сочинениями, отличающимися разрушительной силой и растлевающим характером, проповедующими неверие и безбожие». Распалившийся иерей тут же предал Толстого анафеме и выразил надежду, что «благочестивейший государь пресечет своевременно его разрушительную деятельность». Таким образом, Толстой, хотя и в харьковских масштабах, но уже был анафематствован. Об этом случае, сообщенном газетой «Южный край» 5 марта 1891 года, синод, конечно, не мог не знать, но он никак не отозвался, ожидая откликов. Передовая общественность подошла к этому наскоку на Толстого, как к очередному юродству, свойственному не в меру усердным «верноподданным» служителям церкви того времени, и с брезгливостью игнорировала его.
Толстой «больше всех волнует умы образованного и необразованного общества своими сочинениями, отличающимися разрушительной силой и растлевающим характером, проповедующими неверие и безбожие». Распалившийся иерей тут же предал Толстого анафеме и выразил надежду, что «благочестивейший государь пресечет своевременно его разрушительную деятельность». Таким образом, Толстой, хотя и в харьковских масштабах, но уже был анафематствован. Об этом случае, сообщенном газетой «Южный край» 5 марта 1891 года, синод, конечно, не мог не знать, но он никак не отозвался, ожидая откликов. Передовая общественность подошла к этому наскоку на Толстого, как к очередному юродству, свойственному не в меру усердным «верноподданным» служителям церкви того времени, и с брезгливостью игнорировала его.
Каждый, как мог, приближал момент торжества большевистской революции. Некоторые и до сих пор не поняли ничего. Не раскаялись, подсовывая нам под ноги лежащие грабли.
Про утюги - впервые слышу. Чудовищно. А что до остального, где Толстой изображен горящим в аду, то хочется спросить:"А судьи - кто?" Куприн А.И. в рассказе "Анафема" очень точно, по-моему, описал противоречие, которое случилось с Толстым и его отлучением от Церкви. С одной стороны - любовь, с другой - проклятия. Ну чисто русский менталитет. "И ненавидим мы , и любим мы с л у ч а й н о..."@
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]