Каждая нация — сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие.
Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения. Таковых зарегистрировано более 111 миллионов (не считая тех, кто не был персонально опрошен при проведении переписи и не мог указать национальность).
Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях.
Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племён. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.
Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода — великое множество в русской истории.
В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово «язык» — древний синоним слова «национальность»). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем, обратное утверждение — принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего — неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом—строителем Российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.
В формировании русской идентичности огромную роль сыграла Православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И всё же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной её утраты.
Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.
Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и Одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов русской нации.
На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий на русском языке; признающий Православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.
утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым
Гм ) Основой своей национальной культуры я должен считать двухтысячелетней давности греческую версию истории жизни и смерти иудейского пророка? Ну, это вряд ли. А вообще мне тоже эти, с позволения сказать, инициативы не слишком нравятся. РПЦ не из тех, кому мало откусить палец. Она всегда замахивается на большее...
) Основой своей национальной культуры я должен считать двухтысячелетней давности греческую версию истории жизни и смерти иудейского пророка? Ну, это вряд ли.
Не существует изолированных культур. Все культуры, какими бы национальными они ни были, являются смесью, заимствованием из чужих культур. Замкнутость любой культуры в национальных и территориальных культур, непременно приводит к гибели или вырождению нации, в лучшем случае к застою и цивилизационной изоляции.
Цитата
РПЦ не из тех, кому мало откусить палец. Она всегда замахивается на большее...
Катимся-то куда? Третий Рим? Четвёртый рейх, или Вторая Орда? А может Пятая Республика? Последнее , конечно, предпочтительнее...
А может Пятая Республика? Последнее , конечно, предпочтительнее...
Я чего-то не врубаюсь: а что это такое?
В любом случае, хочется верить, что все эти декларации, принятые РПЦ, не будут иметь сколько-нибудь законной силы. Интересно, однако, а она не затрагивает чувства верующих других конфессий?
Это и не оспаривается. Я говорил, что не согласен с формулировкой "основа". Я, ессно, признаю вклад христианства в культуру России, но не могу согласиться с тем, что он был первичным и первостепенным. До сих пор в православной культуре уши язычества за версту видно...
Это и не оспаривается. Я говорил, что не согласен с формулировкой "основа". Я, ессно, признаю вклад христианства в культуру России, но не могу согласиться с тем, что он был первичным и первостепенным. До сих пор в православной культуре уши язычества за версту видно...
Так уж сложилось, после Крещения Руси уничтожили всех идолов (огнём и мечом?), свидетелей язычества наших предков, после пришли большевики, взорвав все храмы и расстреляв священников. С концом коммунизма начались "ленинопады", уничтожение свидетельств совет- ского прошлого. И каждый, пришедший к власти считает себя "основой" , переписывая под себя учебники истории. Одни заявляют, что "до принятия христианства здесь жили дикари", другие, что до октября 17 было "проклятое прошлое". Пришедшие к власти "патриоты" называют своих предшественников либерастами и пятой колонной, не забывая при этом полноценно пользовать- ся достижениями вечно гниющего , проклинаемого коммунистами и православными неофитами (бывшими коммунистами), Запада.
Так кто же мы?. Когда перестанет работать матрица, уничтожающая перевёрнутые страницы истории?
Я, ессно, признаю вклад христианства в культуру России, но не могу согласиться с тем, что он был первичным и первостепенным
Русской культуре всего 300 лет. А то, что было до того, как приняли христианство, неизвестно. Но что-то было. Хотя всё (всё) уничтожено. Если до этого несколько раз брали Константинополь, значит было организованное начало.
Ну, даже если христианство "пришло" (а ведь и "пришло" оно далеко не одномоментно), то это вовсе не означает, что сразу все появилось. Это же не книга Бытие
Действительно, ком к горлу подступает, душу раздирает от гордости за нашу патриотическую отчизну, глядя на то, как Наталия Алексеевна, вдали от Родины, аж из самого логова гейской Ойропы, Парижа (ну прям как Ленин из Цюриха), погрязшей в потребительстве и бездуховности, ведёт мужественную и сур-р-ровую борьбу за светлые идеалы коммунистического будущего непорочной истинной духовности!
Действительно, ком к горлу подступает, душу раздирает от гордости за нашу патриотическую отчизну, глядя на то, как Наталия Алексеевна, вдали от Родины, аж из самого логова гейской Ойропы, Парижа (ну прям как Ленин из Цюриха), погрязшей в потребительстве и бездуховности, ведёт мужественную и сур-р-ровую борьбу за светлые идеалы коммунистического будущего непорочной истинной духовности!
Вот она - точно уж русская, по всем параметрам декларации русской идентичности подходит
Да хоть три. Не вижу ничего аморального в наличии у человека двух или более гражданств. Сам бы обзавёлся. да нет предпосылок к этому.
Цитата
Разумеется, для своего Отечества. Награды-то ей РПЦ МП вручала. И депутатом она была российской ГД.
"Дитя Торгсина", (как говорили когда-то). "Если чеа-эк кричит, бия себя в грудь навзрыд, что он патриот, что жизни своей не пожалеет (а чужих тем более), значит точно украл что-то...."
Не помню кто и когда сказал, но очень точно. По моему оценочному суждению.
) Основой своей национальной культуры я должен считать двухтысячелетней давности греческую версию истории жизни и смерти иудейского пророка
Лично я считаю, что это дело глубоко личное, семейное, групповое. Но никак не общественное и не государственное. Те, что собрались в известном сооружении у ст. м. "Кропоткинская" (если существуют люди, которые считают это храмом, я не против), ...они НИКТО, и звать их НИКАК! А иначе мы на пути в Иран. Или в КНДР. Есть и внутри РПЦ тоталитарные секты. Там мистерия одной из них.
На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий на русском языке; признающий Православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа
. В одной стране, (не скажу в какой, попробуйте догадайтесь сами), настоящими арийцами считались лишь те, которые признавали национал-социализм и гений великого фюрера единственной основополагающей идеей третьего рейха. Остальным предлагалось стать унтерменшами, а то и вовсе сго- реть в печах, как неполноценным.
Интересно, какую идею следующей выдвинут фрики-самосвяты, никем не уполномоченные говорить от имени русского народа и великой русской культуры?
З.Ы. Я думаю, что предстоящее событие (ВНРС)вполне заслуживает быть продолжением темы "Опасен ли фашизм?".
И ещё вопрос: куда девать атеистов, у меня среди них много друзей?
Мне страшно представить, что подобные декларации ведут к самому настоящему разделению общества, а следствием этого всегда бывают социальные катастрофы. То,что предлагает РПЦ - а именно она является инициатором этой декларации, которая всерьез рассматривается на нынешнем Всемирном Русском Народном Собор, - это, по меньшей мере, очень сильно попахивает тем дерьмом, о котором ты говорил, Сергей. Возможно, что в каких-то паспортных данных (неважно, какой вариант - бумажный или электронный) будет графа: вероисповедание. Это даже не дурдом, это гораздо хуже