Что мы читаем, Или как остаться интеллигентным человеком
|
|
Irida | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 18:20 | Сообщение # 1 |
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Цитата А что же школа? Новое поколение готовят к успешной жизни. Чистота языка, красота слова никого не интересует . Те же молодые учителя не прочь заработать, проставляя за вознаграждения в журнал хорошие отметки оболтусам из богатых семей. (из статьи г.Сумрака "Когда ... Белинского и Гоголя с базара понесут?") Мне близка тема, которую поднимает г.Сумрак не столько потому, что я - преподаватель русской словесности, сколько потому, что чтение для меня было и остается по-прежнему одним из критериев интеллигентности современного человека. Естественно, что большое чтение и умение широко мыслить закладывается в школе. Однако школьники читают только, быть может, класса до 7-го. В старших классах читают только первые главы, выборочно, и к концу книги приходят немногие. Это правда. Еще горше становится от того, что среди абитуры, подающей заявления на факультеты, так или иначе связанные с изучением литературы, очень мало начитанных людей. Платное образование дало путевки в жизнь таким студентам , а в дальнейшем выпускникам, у которых отметок за знания выше 3-4 баллов ( по нашей 10-балльной шкале) и нет. О каком качестве преподавания в школе будет идти речь в дальнейшем, если молодой учитель говорит "ложить" вместо "класть", если он не читал полностью не только классиков иностранной литературы, но и свою-то знает с натяжкой? Если для него что Николай Тургенев, что Иван Тургеев - все едино, да таких примеров можно привести множество. Школа беднеет, и учителя литературы нищают духом со страшной силой. Зато деньги считать они умеют.
|
|
| |
Михаил | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 18:27 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Ирида, немного поспорю. То, что Вы сказали по поводу 7-класса относится к современности. ЕГЭ и пр. Сочинений крайне мало (сужу по занятиям своего уже взрослого сына). В 60-е написать сочинение не зная ВСЕГО текста было проблематично. А тем более в конце концов предстояли экзамены в ВУЗ, а там вновь СОЧИНЕНИЕ. Волей не волей классика шла.
|
|
| |
Irida | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 19:06 | Сообщение # 3 |
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Цитата (Михаил) Ирида, немного поспорю. То, что Вы сказали по поводу 7-класса относится к современности. ЕГЭ и пр. Сочинений крайне мало (сужу по занятиям своего уже взрослого сына). В 60-е написать сочинение не зная ВСЕГО текста было проблематично. А тем более в конце концов предстояли экзамены в ВУЗ, а там вновь СОЧИНЕНИЕ. Волей не волей классика шла. А тут спорьте -не спорьте, все равно уже. Читающих учеников остается крайне мало. Но есть одно НО. Даже если это будет ОДИН ученик, стОит работать на него. Это аксиома. Я вот абсолютно согласна с г.Сумраком в том плане, что 16-летнему человеку трудно читать такие произведения, которые предназначены взрослому читателю. Достоевский, Толстой, драматургия Чехова, поэзия серебряного века .... Они и взрослому-то порой кажутся трудными. Радует то, что все равно, как бы то ни было, многие читатели приходят к ним, пусть даже в зрелом возрасте. В конце концов, если есть интеллигентская закваска, она проявится всегда. И тогда и читается то, что надо, и слушается то, что нужно, и спектакль выбирается из приличного репертуара, и картины видятся так, как этого хотел художник.
|
|
| |
Михаил | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 19:18 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Цитата (Irida) В конце концов, если есть интеллигентская закваска, она проявится всегда. И тогда и читается то, что надо, и слушается то, что нужно, и спектакль выбирается из приличного репертуара, и картины видятся так, как этого хотел художник. Ирида, что Вы понимаете под этой "закваской". Поясните, пожалуйста.
|
|
| |
Irida | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 19:54 | Сообщение # 5 |
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Цитата (Михаил) что Вы понимаете под этой "закваской". Поясните, пожалуйста. Это, по моему глубокому убеждению, способность к познанию. Способность учиться всегда, в любом возрасте. Способность думать не только о хлебе насущном. Это - и семейное воспитание, это и гены, это и самообразование. Вы знаете, Михаил, вспоминаю свою диалектологическую и фольклорную практики. Приходилось выезжать в очень глухие северные деревни, а также были экспедиции в Муромский район Владимирской области. Записывали песни. Так вот. Встречались с одной бабушкой, "песельницей", как там говорили. Она помнила песни очень старинные, какие-то особенные романсы. И хотя эта бабушка была крестьянкой, мы не услышали от неё ни единого бранного слова, ни жаргонизмов. Речь её была очень правильной, что удивляло нас невероятно. И вся она была чистенькая, уютная,гостеприимная. У неё были очень тонкие руки, с длинными запястьями, длинными пальцами. Костью она была тонкой и сухой. Среди своих односельчанок она явно выделялась своим аристократизмом, что ли. И даже дом её был не совсем таким, как все прочие. Высокий пятистенок с резными наличниками на окнах, с огромным цветником перед домом - это было, как в сказке. А в доме были две маленькие полки с книгами. Кроме старинных церковных книг , там стояли книги Пушкина, Диккенса и Гюго (что привело нас в состояние полного шока), Есенина и Лермонтова. И было много журналов. Как оказалось, студенты с прошлых лет оставили их ей. Бабушке Ене было далеко за 80. Днем мы слушали её песни, а вечером она слушала наши, студенческие, которые мы пели у неё в вишневом саду. Она запоминала их слету и даже пыталась петь с нами. Это было удивительно, как она стремилась узнать что-то новое. Так вот она и запомнилась нам, как настоящая русская интеллигентка-аристократка, несмотря на то, что жила в деревне. Потом мы узнали, что она - внучка дворянки. Знать, была в ней какая-то закваска...
|
|
| |
Михаил | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 20:15 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| К сожалению...у меня немного иные примеры. 1. Варвара Леонидовна, жила соседка в деревне. Помогали ей (очень уже немощная была) растапливать вечером печь. Давала почитать "Огонек" в 80-х. Работала учительнице начальной деревенской школе. Дочь ПСАЛОМЩИКА местной школы. Образованность??? И в тоже время (рассказывал один из прихожан, тогда ее ученик) - призывала уничтожать, портить все церковное - книги, иконы и пр. утварь. Сейчас под КРЕСТОМ покоится на местном кладбище. 2. Людмила - тоже соседка. Взята была местным мужиком замуж из Польши. Долго кичилась своей западностью...манеры и пр. Но постепенно потеряла лоск...только глаза, во время ругани крайне злые и колючие. Трудно все решить однозначно. Совсем недавно пришел к нам в цех новичок -фамилия знакомая. Долго не решался спросить...спросил. Оказался ОТЕЦ у него работал. В 77 году - электронщик на ЧПУ. Элита завода. Чем то напоминал Ульфсака - тогда очень популярного эстонского артиста. Чуть побольше 20 лет. Манеры, разговор...И вот этот 40-летний. НЕТ закваски!
Сообщение отредактировал Михаил - Понедельник, 03.06.2013, 20:16 |
|
| |
Irida | Дата: Понедельник, 03.06.2013, 21:07 | Сообщение # 7 |
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Жизнь в деревне труднее, чем в городе. Все у всех на виду вплоть до 4-го колена. Бытие определяет сознание - кажется, так?
|
|
| |
|