По поводу и без... Вторник, 26.11.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Что мы читаем, Или как остаться интеллигентным человеком
IridaДата: Понедельник, 03.06.2013, 18:20 | Сообщение # 1
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата
А что же школа? Новое поколение готовят к успешной жизни. Чистота языка, красота слова никого не интересует . Те же молодые учителя не прочь
заработать, проставляя за вознаграждения в журнал хорошие отметки
оболтусам из богатых семей.
(из статьи г.Сумрака "Когда ... Белинского и Гоголя с базара понесут?")

Мне близка тема, которую поднимает г.Сумрак не столько потому, что  я - преподаватель русской словесности, сколько потому, что чтение для меня было и  остается по-прежнему одним из критериев интеллигентности современного человека.
Естественно, что большое чтение и умение широко мыслить закладывается в школе.  Однако школьники читают только, быть может,  класса до 7-го.  В старших классах читают только первые главы, выборочно, и к концу книги приходят немногие. Это правда. 
Еще горше становится от того, что  среди абитуры, подающей заявления на факультеты, так или иначе связанные с изучением литературы,  очень мало начитанных людей.  Платное образование дало путевки в жизнь таким студентам , а в дальнейшем выпускникам,  у которых отметок за знания выше 3-4 баллов ( по нашей 10-балльной шкале) и нет.  О каком качестве  преподавания в школе   будет идти речь в дальнейшем, если молодой учитель говорит "ложить" вместо "класть", если он не читал полностью не только классиков иностранной литературы, но и свою-то знает с натяжкой? Если  для него что Николай Тургенев, что Иван Тургеев - все едино, да таких примеров можно привести множество. Школа беднеет,  и учителя литературы нищают духом  со страшной силой. Зато деньги считать они умеют.
 
МихаилДата: Понедельник, 03.06.2013, 18:27 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Репутация: 10
Статус: Offline
Ирида, немного поспорю. То, что Вы сказали по поводу 7-класса относится к  современности. ЕГЭ и пр. Сочинений крайне мало (сужу по занятиям своего уже взрослого сына). В 60-е написать сочинение не зная ВСЕГО текста было проблематично. А тем более в конце концов предстояли экзамены в ВУЗ, а там вновь СОЧИНЕНИЕ. Волей не волей классика шла.
 
IridaДата: Понедельник, 03.06.2013, 19:06 | Сообщение # 3
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата (Михаил)
Ирида, немного поспорю. То, что Вы сказали по поводу 7-класса относится к современности. ЕГЭ и пр. Сочинений крайне мало (сужу по занятиям своего уже взрослого сына). В 60-е написать сочинение не зная ВСЕГО текста было проблематично. А тем более в конце концов предстояли экзамены в ВУЗ, а там вновь СОЧИНЕНИЕ. Волей не волей классика шла.
А тут спорьте -не спорьте,  все равно уже.  Читающих учеников остается крайне мало. Но есть одно НО. Даже если это будет ОДИН  ученик, стОит  работать на него. Это аксиома.
Я вот абсолютно согласна с г.Сумраком в том плане, что 16-летнему человеку трудно читать такие произведения, которые предназначены взрослому читателю. Достоевский, Толстой, драматургия Чехова, поэзия серебряного века .... Они и взрослому-то порой кажутся трудными.
Радует то, что все равно, как бы то ни было,  многие читатели приходят к ним,  пусть даже в зрелом возрасте.
В конце концов, если есть интеллигентская закваска, она проявится  всегда. И тогда и читается то, что надо, и слушается то, что нужно,  и спектакль выбирается  из приличного репертуара, и  картины  видятся так,  как  этого хотел художник.
 
МихаилДата: Понедельник, 03.06.2013, 19:18 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Репутация: 10
Статус: Offline
Цитата (Irida)
В конце концов, если есть интеллигентская закваска, она проявится  всегда. И тогда и читается то, что надо, и слушается то, что нужно,  и спектакль выбирается  из приличного репертуара, и  картины  видятся так,  как  этого хотел художник.
Ирида, что Вы понимаете под этой "закваской". Поясните, пожалуйста.
 
IridaДата: Понедельник, 03.06.2013, 19:54 | Сообщение # 5
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата (Михаил)
что Вы понимаете под этой "закваской". Поясните, пожалуйста.
Это, по моему глубокому убеждению, способность к познанию. Способность учиться всегда, в любом возрасте. Способность  думать не только о хлебе насущном.
Это - и семейное воспитание, это и гены, это и самообразование. 
Вы знаете, Михаил, вспоминаю свою диалектологическую и фольклорную практики.   Приходилось выезжать в очень глухие северные деревни, а также были экспедиции в Муромский район Владимирской  области.
Записывали песни.  Так вот.  Встречались с одной бабушкой, "песельницей", как там говорили.  Она помнила песни очень старинные, какие-то особенные романсы.  И хотя эта бабушка была крестьянкой,  мы не услышали от неё ни единого бранного слова, ни жаргонизмов. Речь её была очень правильной, что удивляло нас невероятно. И  вся она была чистенькая, уютная,гостеприимная.  У неё были очень тонкие руки, с длинными запястьями, длинными пальцами. Костью она была тонкой и сухой.  Среди своих односельчанок она явно выделялась своим  аристократизмом, что ли. 
И даже дом её был не совсем таким, как все прочие.  Высокий пятистенок с резными наличниками на окнах, с огромным цветником перед домом - это было, как в сказке. А в доме были две маленькие  полки с книгами.  Кроме старинных церковных книг , там стояли книги  Пушкина, Диккенса и Гюго (что привело нас в состояние полного шока),  Есенина  и Лермонтова. И было много журналов. Как оказалось,  студенты с прошлых лет оставили их ей.
Бабушке Ене было далеко за 80.
Днем мы слушали её песни, а вечером она слушала наши, студенческие, которые мы  пели у неё в вишневом саду.  Она запоминала их слету и даже пыталась петь с нами.  Это было удивительно, как она стремилась узнать что-то новое. 
Так вот она и запомнилась нам, как настоящая русская интеллигентка-аристократка, несмотря на то, что жила в деревне. 
Потом мы узнали, что она - внучка дворянки.  Знать, была в ней какая-то  закваска...
 
МихаилДата: Понедельник, 03.06.2013, 20:15 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Репутация: 10
Статус: Offline
К сожалению...у меня немного иные примеры.
1. Варвара Леонидовна, жила соседка в деревне. Помогали ей (очень уже немощная была) растапливать вечером печь. Давала почитать "Огонек" в 80-х. Работала учительнице начальной деревенской школе. Дочь ПСАЛОМЩИКА местной школы. Образованность???
И в тоже время (рассказывал один из прихожан, тогда ее ученик) - призывала уничтожать, портить все церковное - книги, иконы и пр. утварь.
Сейчас под КРЕСТОМ покоится на местном кладбище.
2. Людмила - тоже соседка. Взята была местным мужиком замуж из Польши. Долго кичилась своей западностью...манеры и пр. Но постепенно потеряла лоск...только глаза, во время ругани крайне злые и колючие.
Трудно все решить однозначно. Совсем недавно пришел к нам в цех новичок -фамилия знакомая. Долго не решался спросить...спросил. Оказался ОТЕЦ у него работал. В 77 году - электронщик на ЧПУ. Элита завода. Чем то напоминал Ульфсака - тогда очень популярного эстонского артиста. Чуть побольше 20 лет. Манеры, разговор...И вот этот 40-летний. НЕТ закваски!


Сообщение отредактировал Михаил - Понедельник, 03.06.2013, 20:16
 
IridaДата: Понедельник, 03.06.2013, 21:07 | Сообщение # 7
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Жизнь в деревне труднее, чем в городе. Все у всех на виду вплоть до  4-го колена.  Бытие определяет сознание -  кажется, так?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz