Крещение Полоцкой земли
|
|
Михаил | Дата: Вторник, 15.09.2015, 21:27 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Из книги С.Э. Цветкова "Русская история" Книга третья. Москва. Центрополиграф. 2006 (стр. 169)
Первыми просветителями Полоцкой земли народное предание называет Рогнеду и ее старшего сына Изяслава. Поселившись после изгнания из Киева в Изяславле - городе, который построил для него Владимир, - они будто бы основали в его окрестностях монастырь, ставший рассадником христианства в земле полочан [1]. Несмотря на свое позднее происхождение (рассказ о пострижении Рогнеды в "мнишескый образ" включен в Тверскую летопись XVв.), легенда довольно точно указывает на первоначальную область распространения христианства в Полоцкой земле. Подавляющее большинство местных христианских могильников конца X - начала XI вв. действительно сосредоточено на юге, по берегам Свислочи (в районе Менеска и Изяславля), тогда как севернее, в окрестностях Полоцка, Друцка, Витебска, всецело господствует языческая погребальная обрядность [2] Ожесточенное сопротивление полочан насаждению христианства засвидетельствовано также здешним сказанием о некоем безымянном богатыре, "который разрушил множество церквей" [3]. Возможно, полоцкие кривичи, тяжело переживавшие недавний разгром Владимиром их племенного княжения, длительное время расценивали попытки привить им христианскую веру как политику духовного порабощения, усугублявшую их зависимость от Киева.
1. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XIIвв. Принятие христианства М. 1988 (стр. 375 - 376) 2. Алексеев Л.В. Полоцкая земля (Очерки истории северной Белоруссии в IX-XIIIвв.). М. 1966 (стр. 227) 3. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края Т.II СПб. 1893 (стр. 424)
Сообщение отредактировал Михаил - Среда, 16.09.2015, 10:16 |
|
| |
Ириda | Дата: Среда, 16.09.2015, 00:21 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| Цитата монастырь, ставший рассадником христианства в земле полочан
|
|
| |
Михаил | Дата: Среда, 16.09.2015, 08:52 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| монастырь, ставший рассадником христианства в земле полочан Это слова Олега Михайловича Рапова, о чем и указано в ссылке. Родился в г. Рыбинске Ярославской области в 1939г. Во времена СССР много ли историков шло наперекор официальной доктрине?
|
|
| |
Ириda | Дата: Воскресенье, 12.02.2017, 01:01 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| Цитата Михаил ( ) Первыми просветителями Полоцкой земли народное предание называет Рогнеду и ее старшего сына Изяслава. Поселившись после изгнания из Киева в Изяславле - городе, который построил для него Владимир, - они будто бы основали в его окрестностях монастырь Миша, в названии темы слова - крещение Полоцкой земли. В старттопике ты пишешь о первых просветителях. Крестители и просветители - в данном случае одного понятия слова или как? И пишешь, что они б у д т о б ы основали монастырь. Это звучит как сомнение. В связи с этим у меня три вопроса: 1. Так кто же на самом деле крестил Полоцкую землю? 2. В честь каких святых основала Рогнеда монастырь, о котором пишет автор книги? 3. Откуда пришло христианство на Полоцкую землю?
|
|
| |
Михаил | Дата: Воскресенье, 12.02.2017, 05:20 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Доброе утро, Ирида! Из того, что смог узнать за время перед сборами 1. Помимо основного пути крещения (из Киева), ранее на Полоцкую землю приходило с воинами побывавшими в Византии, из Скандинавии, а также есть версии о влиянии Св. княгини Ольги 2. Узнал, что Рогнеда стала инокиней под именем Анастасия. Женский монастырь, основанный ей в Изяславле (Заславле) не сохранился. Сведений о нем особых нет. Первым епископом на полоцкой земле был Мина. 3. См. п.1
|
|
| |
Ириda | Дата: Воскресенье, 12.02.2017, 16:39 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1307
Статус: Offline
| Цитата Михаил ( ) Доброе утро, Ирида доброе, доброе.
Цитата Михаил ( ) Помимо основного пути крещения (из Киева), ранее на Полоцкую землю приходило с воинами побывавшими в Византии, из Скандинавии, а также есть версии о влиянии Св. княгини Ольги Не исключено, что христианство в Полоцке возникло раньше, чем в Киеве. Произойти это могло только постепенно и на добровольной основе. Ни княгиня Ольга, ни Рогнеда с сыном, ни кн.Владимир не имеют никакого отношения к крещению Полоцка, иначе летописи оставили бы нам имена первых епископов. Христианство на Полоцк пришло с Торвальдом Кодрассоном, из Скандинавии. Есть данные о том, что Торвальд по пути из варяг в греки - в Византию - добрался до Полоцка в 981-985, миссионерствовал, выстроил храм и монастырь св. Иоанна Крестителя. После 1002 г. умер в Полоцке и похоронен тут же. Об этом говорится и в "Саге о крещении Исладской земли"отсюда
|
|
| |