По поводу и без... Пятница, 29.11.2024, 18:36
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Михаил  
Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного
ВихровДата: Воскресенье, 30.10.2016, 15:34 | Сообщение # 1
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Репутация: 2
Статус: Offline
Первое послание Курбского Ивану Грозному(перевод)

Грамота Курбского царю государю из Литвы
Царю, богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за претеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.
Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей — надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все прегрешения власти их, как говорится: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судья между мной и тобой».
Какого только зла и каких говений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвел на меня! А всех причиненных, тобой различных бед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем еще объята душа моя. Но обо всем вместе скажу: до конца всего лишен был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал ты мне злой за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. И кровь моя, которую я, словно воду, проливал за тебя, обличает тебя перед богом моим. Бог читает в сердцах: я же в уме своем постоянно размышлял, и совесть моя была моим свидетелем, и искал, и в мыслях своих оглядывался на себя самого, и не понял, и не нашел, в чем же я перед тобой согрешил. Полки твои водил, и выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы пресветлые с помощью ангела господня одерживал для твоей же славы, и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив — преславно одолевал на похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в течение многих лет трудился, и много пота продал, и много перенес, так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от отечества своего находился, в самых дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался и страдал от телесных мук, которым господь мой Иисус Христос свидетель; а как часто ранен был варварами в различных битвах, и все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.
Хотел перечислить по порядку все ратные подвиги мои, которые совершил я во славу твою, но потому не называю их, что бог их еще лучше ведает. Он ведь, бог, за все это воздаст и не только за это, но и за чашу воды студеной. И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь херувимского владыки мать, надежду мою и заступницу, владычицу богородицу, и всех святых, избранников божьих, и государя моего князя Федора Ростиславича [1] .
Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь словно суетной победой: казненные тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая тебя. Хвалишься ты в гордости своей в этой временной и скоро преходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, словно жрецы Крона [2] . И обо всем этом здесь кончаю. А письмишко это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего Иисуса. Аминь.
Писано в городе Волмере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа [3] , от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью божьей.
Знаю я из Священного писания, что дьяволом послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец антихрист, и ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния рожденного, который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь христианскую, словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что по делам своим он и есть антихрист. Не должно у тебя, царь, быть таким советникам. В законе божьем в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин, и незаконнорожденный до десятого колена в церковь божью не входят» и прочая.


Сообщение отредактировал Вихров - Воскресенье, 30.10.2016, 15:58
 
ВихровДата: Воскресенье, 30.10.2016, 15:46 | Сообщение # 2
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Репутация: 2
Статус: Offline
Первое послание Ивана Грозного Курбскому(перевод)

Благочестиваго Великого Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея Русии послание во все его Великие Росии государство на крестопреступников, князя Андрея Михаиловича Курбского с товарищи о их измене
Бог наш Троице, прежде всех времен бывший и ныне сущий, Отец и Сын и Святой дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду. Богом нашим Иисусом Христом дана была единородного сына божия победоносная и вовеки непобедимая хоругвь — крест честной первому из благочестивых царю Константину и всем православным царям и хранителям православия. И после того как исполнилась повсюду воля Провидения и божественные слуги слова божьего, словно орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия достигла и Российского царства. Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго и великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами, вплоть до отомстителя за неправды деда нашего, великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель, блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас, смиренных скипетродержателей Российского царства. Мы же хвалим бога за безмерную его милость, ниспосланную нам, что не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились па царстве, так и воспитались, и возмужали, и божием повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прарэдителей своих и родителей, а чужого не возжелали. Это истинно православного христианского самодержавия, многою властию обладающего, повеление и наш христианский смиренный ответ бывшему прежде истинного православного христианства и нашего самодержавия боярину, и советнику, и воеводе, ныне же — отступнику от честного и животворящего креста господня и губителю христиан, и примкнувшего к врагам христианства, отступившего от поклонения божественным иконам, и поправшему все божественные установления, и святые храмы разорившему, осквернившему и поправшему священные сосуды и образы, подобно Исавру, Гностезному и Армянину [4] их всех в себе соединившему — князю Андрею Михайловичу Курбскому, изменнически пожелавшему стать Ярославским князем, — да будет ведомо. Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя...
Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе пророческие слова: «Кто думает, что он имеет, всего лишится». В том ли твое благочестие, что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради бога? Могут же догадаться находящиеся возле тебя и способные к размышлению, что в тебе злобесный яд: ты бежал не от смерти, а ради славы в этой кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние? В конце концов все равно умрешь. Если же ты убоялся. смертного приговора по навету, поверив злодейской лжи твоих друзей, слуг сатаны, то это и есть явный ваш изменнический умысел, как это бывало в прошлом, так и есть ныне. Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти, кроме как от бога: тот, кто противит власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти — противится богу; а кто противится богу — тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добывали царство, тем более поэтому кто противится такой власти — противится богу! Тот же апостол Павел говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». Но это уж воля господня, если придется пострадать, творя добро.


Сообщение отредактировал Вихров - Воскресенье, 30.10.2016, 15:57
 
ВихровДата: Воскресенье, 30.10.2016, 15:47 | Сообщение # 3
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Репутация: 2
Статус: Offline
продолжение

Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни. Но ради преходящей славы, из-за себялюбия, во имя радостей мира сего все свое душевное благочестие, вместе с христианской верой и законом ты попрал, уподобился семени, брошенному на камень и выросшему, когда же воссияло знойное солнце, тотчас же, из-за одного ложного слова поддался искушению, и отвергся, и не вырастил плода...
Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова? [5] Он ведь сохранил свое благочестие, перед царем и пред всем народом стоял, не отрекся от крестного целования тебе, прославляя тебя всячески и взываясь за тебя умереть. Ты же не захотел сравняться с ним в благочестии: из-за одного какого-то незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и душу своих предков, ибо по божьему изволению бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда. А ты все это забыл, собачьей изменой нарушив крестное целование, присоединился к врагу христианства; и к тому же еще, не сознавая собственного злодейства, нелепости говоришь этими неумными словами, словно в небо швыряя камни, не стыдясь благочестия своего раба и не желая поступить, подобно ему, перед своим господином.
Писание твое принято и прочитано внимательно. А так как змеиный яд ты спрятал под языком своим, поэтому хотя письмо твое по замыслу твоему и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: «Слова их мягче елея, но подобны они стрелам». Так ли привык ты, будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.. Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?..
А когда ты вопрошал, зачем мы перебили сильных во Израиле, истребили, и данных нам богом для борьбы с врагами нашими воевод различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах божиих пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги, и придумали неслыханные мучения, казни и гонения для своих доброхотов, полагающих за нас душу, обличая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и в ином непотребстве, то ты писал и говорил ложь, как научил тебя отец твой, дьявол, ибо сказал Христос: «Вы дети дьявола и хотите исполнить желание отца вашего, ибо он был искони человекоубийца и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что Русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, но ипатами и стратигами [6] . Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить...
Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас нет; когда же мы находим доброжелателей, полагающих за нас душу искренно, а не лживо, не таких, которые языком говорят хорошее, а в сердце затевают дурное, на глазах одаряют и хвалят, а за глаза расточают и укоряют (подобно зеркалу, которое отражает того, кто на него смотрит, и забывает отвернувшегося), когда мы встречаем людей, свободных от этих недостатков, которые служат честно и не забывают, подобно зеркалу, порученной службы, то мы награждаем их великим жалованьем; тот же, который, как я сказал, противится, заслуживает казни за свою вину. А как в других странах сам увидишь, как там карают злодеев — не по-здешнему! Это вы по своему злобесному нраву решили любить изменников; а в других странах изменников не любят и казнят их и тем укрепляют власть свою.
А мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумывали: если же ты говоришь о изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят...
Когда же суждено было по божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене [7] , переселиться из земного царства в небесное, остались мы с почившим в бозе братом Георгием [8] круглыми сиротами — никто нам не помогал; осталась нам надежда только на бога, и на пречистую богородицу, и на всех всятых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца и воевод перебили! Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделяли. А ведь делал это дед твой, Михаило Тучков [9] . Тем временем князь Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе. А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея [10] , и на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина, ближнего дьяка при отце нашем и при пас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского [11] и многих других заточили в разные места; и па церковь руку подняли; свергнув с престола митрополита Даниила [12] , послали его в заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. Нас же с единородным братом моим, в бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет — ни как родитель, ни как опекун, и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные бесчестные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначили не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая зеленая па куницах, да к тому же на потертых; так если это и было их наследство, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги. А о казне наших дядей что говорить? Всю себе захватили. Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее и говорили так или иначе, и делали... Хороша ли такая верная служба? Вся вселенная будет смеяться над такой верностью! Что и говорить о притеснениях, бывших в то время? Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они творить зло!
Когда женам исполнилось пятнадцать лет, то взялись сами управлять своим царством, и, слава богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи часто раздражают бога, то случился за наши грехи по божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те, которых ты называешь мучениками (я назову их имена, когда найду нужным), как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими детьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала, и таким образом спалила Москву [13] , и что будто мы знали об этом замысле. И по наущению наших изменников народ, собравшись по обычаю иудейскому, с криками захватил в приделе церкви великомученика Христова Дмитрия Солунского, нашего боярина, князя Юрия Васильевича Глинского; втащили его в соборную и великую церковь и бесчеловечно убили напротив митрополичьего места, залив церковь кровью, и, вытащив его тело через передние церковные двери, положили его на торжище, как осужденного преступника. И это убийство в святой церкви всем известно, а не то, о котором ты, собака, лжешь! Мы жили тогда в своем селе Воробьеве [14] , и те же изменники подговорили народ и нас убить за то, что мы будто бы прячем от них у себя мать князя Юрия, княгиню Анну, и его брата, князя Михаила. Как же не посмеяться над таким измышлением? Чего ради нам самим жечь свое царство? Сколько ведь ценных вещей из родительского благословения у нас сгорело, каких во всей вселенной не сыщешь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить свое собственное имущество? Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во всем видна ваша собачья измена. Это похоже на то, как если бы попытаться окропить водой колокольню Ивана Святого [15] , имеющую столь огромную высоту. Это — явное безумие. В этом ли состоит достойная служба нам наших бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие собачьи стаи, убивают наших бояр да еще наших родственников? И так ли душу свою за нас полагают, что всегда жаждут отправить душу нашу из мира сего в вечную жизнь? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят! Что же ты, собака, гордо хвалишься и хвалишь за воинскую доблесть других собак-изменников?..
А что, по твоим безумным словам, твоя кровь, пролитая руками иноплеменников ради нас, вопиет на нас к богу, то раз она не нами пролита, это достойно смеха: кровь вопиет на того, кем она пролита, а ты выполнил свой долг перед отечеством, и мы тут ни при чем: ведь если бы ты этого не сделал, то был бы не христианин, но варвар. Насколько сильнее вопиет на вас наша кровь, пролитая из-за вас: не из ран, и не потоки крови, но немалый пот, пролитый мною во многих непосильных трудах и ненужных тягостях, происшедших по вашей вине! Также взамен крови пролито немало слез из-за вашей злобы, осквернении и притеснений, немало вздыхал и стенал...
А что ты «мало видел свою родительницу и мало знал жену, покидал отечество и вечно находился в походе против врагов в дальноконных городах, страдал от болезни и много ран получил от варварских рук в боях и все тело твое изранено», то ведь все это происходило тогда, когда господствовали вы с попом и Алексеем [16] . Если вам это не нравилось, зачем вы так делали? А если делали, то зачем, сотворив по своей воле, возлагаете вину на нас? А если бы и мы это приказали, то в этом нет ничего удивительного, ибо вы обязаны были служить по нашему повелению. Если бы ты был воинственным мужем, то не считал бы своих бранных подвигов, а искал бы новых; потому ты и перечисляешь свои бранные деяния, что оказался беглецом, не желаешь бранных подвигов и ищешь покоя. Разве же мы не оценили твоих ничтожных ратных подвигов, если даже пренебрегли заведомыми твоими изменами и противодействиями и ты был среди наших вернейших слуг, в славе, чести и богатстве? Если бы не было этих подвигов, то каких бы казней за свою злобу был бы ты достоин! Если бы не наше милосердие к тебе, если бы, как ты писал в своем злобесном письме, подвергался ты гонению, тебе не удалось бы убежать к нашему недругу. Твои бранные дела нам хорошо известны. Не думай, что я слабоумен или неразумный младенец, как нагло утверждали ваши начальники, поп Сильвестр и Алексей Адашев. И на надейтесь запугать меня, как пугают детей и как прежде обманывали меня с попом Сильвестром и Алексеем благодаря своей хитрости, и не надейтесь, что и теперь это вам удастся. Как сказано в притчах: «Чего не можешь взять, не пытайся и брать».
Ты взываешь к богу, мзду воздающему; поистине он справедливо воздает за всякие дела — добрые и злые, но только следует каждому человеку поразмыслить: какого и за какие дела он заслуживает воздаяния? А лицо свое ты высоко ценишь. Но кто же захочет такое эфиопское лицо видеть?..
А если ты свое писание хочешь с собою в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить врагам, как обычно поступают даже невежды; поэтому над тобой не должно будет совершать и последнего отпевания.
Город Владимир, находящийся в нашей вотчине, Ливонской земле, ты называешь владением нашего недруга, короля Сигизмунда, чем окончательно обнаруживаешь свою собачью измену. А если ты надеешься получить от него многие пожалования, то это так и должно, ибо вы не захотели жить под властью бога и данных богом государей, а захотели самовольства. Поэтому ты и нашел себе такого государя, который, как и следует по твоему злобесному собачьему желанию, ничем сам не управляет, но хуже последнего раба — от всех получает приказания, а сам же никем не повелевает...
Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем православном граде всей России, в 7702 году, от создания мира июля в 5-й день (5 июля 1564 г.).


Сообщение отредактировал Вихров - Воскресенье, 30.10.2016, 15:58
 
ВихровДата: Воскресенье, 30.10.2016, 16:07 | Сообщение # 4
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Репутация: 2
Статус: Offline
Прежде всего, что меня смущает в переписки, помимо подлинности писем, вопрос который я бы оставил на время - это сам факт того, что Грозный стал отвечать на письма Курбского.  Подобное поведение может говорить лишь о тесных взаимоотношениях на протяжении многих лет, и если речь идет о предательстве, то не столько государя, сколько близкого в прошлом человека...может быть даже друга, в нашем современном понимании близких взаимоотношений.

Сообщение отредактировал Вихров - Воскресенье, 30.10.2016, 16:08
 
Елена_РусьДата: Воскресенье, 30.10.2016, 16:40 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Цитата Вихров ()
Прежде всего, что меня смущает в переписки, помимо подлинности писем, вопрос который я бы оставил на время - это сам факт того, что Грозный стал отвечать на письма Курбского. Подобное поведение может говорить лишь о тесных взаимоотношениях на протяжении многих лет, и если речь идет о предательстве, то не столько государя, сколько близкого в прошлом человека...может быть даже друга, в нашем современном понимании близких взаимоотношений.
Начну с того, что прочитала 1-е письмо Курбского к царю. Современным языком это письмо можно назвать пустой демагогией трусливого человека, который, как и ранее говорила, пытается оправдать свое предательство. Все размыто, ни одного имени, никакой конкретики...
Если же царь Иоанн ответил Курбскому, то лишь от возмущения от такой наглости и лживости его обвинений.
Кстати, письма Курбского были растиражированы еще во времена Российской империи, а вот письма царя нет, лишь некоторые отрывки из 1-го послания Курбскому.
Хотя, как я уже писала, оригиналы переписки не сохранились, но с легкой руки недобросовестных составителей, разошлись по всей России.
 
ВихровДата: Воскресенье, 30.10.2016, 17:20 | Сообщение # 6
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Репутация: 2
Статус: Offline
Второе послание Андрея Курбского Ивану Грозному(перевод)
Краткий ответ Андрея Курбского на препространное послание Великого князя Московского
Широковещательное и многошумное послание твое получил, и понял, и уразумел, что оно от неукротимого гнева с ядовитыми словами изрыгнуто, таковое бы не только царю, столь великому и во вселенной прославленному, но и простому бедному воину не подобает, а особенно потому, что из многих священных книг нахватано, как видно, со многой яростью и злобой, не строчками и не стихами, как это в обычае людей искусных и ученых, когда случается им кому-либо писать, в кратких словах излагая важные мысли, а сверх меры многословно и пустозвонно, целыми книгами, паремиями, целыми посланиями! Тут же и о постелях, и о телогрейках, и иное многое — поистине слово вздорных баб россказни, и так все невежественно, что не только ученым и знающим мужам, но и простым и детям на удивление и на осмеяние, а тем более посылать в чужую землю, где встречаются и люди, знающие не только грамматику и риторику, но и диалектику и философию. 
И еще к тому же меня, человека, уже совсем смирявшегося, в странствиях много перенесшего и несправедливо изгнанного, к тому же и много грешного, но имеющего чуткое сердце и в письме искусного, так осудительно и так шумливо, не дожидаясь суда божьего, порицать и так мне грозить! И вместо того чтобы утешить меня, пребывающего во многих печалях, словно забыл ты и презрел пророка, говорящего: «Не оскорбляй мужа в беде его, и так достаточно ему», твое величество ко мне, неповинному изгнаннику, с такими словами вместо утешения обратилось. Да будет за то это бог тебе судьей. И так жестоко грызть за глаза невинного мужа, с юных лет бывшего слугой твоим! Не поверю, что это было бы угодно богу. 
И уже не знаю, что ты от меня хочешь. Уже не только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными смертями погубил и богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили еще дед твой и отец твой [17] , до последних рубах отнял, и могу сказать с дерзостью, евангельскими словами, твоему прегордому царскому величеству ни в чем не воспрепятствовали. А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы написать не хуже тебя, ибо по благодати Христа моего овладел по мере способностей своих слогом древних, уже на старости здесь обучился ему: но удержал руку свою с пером, потому что, как и в прежнем своем послании, писал тебе, возлагаю все на божий суд: и размыслил я и решил, что лучше здесь промолчать, а там дерзнуть возгласить перед престолом Христа моего вместе со всеми замученными тобою и изгнанными, как и Соломон говорит: «Тогда предстанут праведники перед лицом мучителей своих», тогда, когда Христос придет судить, и станут смело обличать мучивших и оскорблявших их, и, как и сам знаешь, не будет лицеприятия на суде том, но каждому человеку прямодушие его или коварство предъявлены будут, а вместо свидетелей собственная совесть каждого провозгласит в засвидетельствует истину. А кроме того, скажу, что не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам, извергать из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше. Лучше, подумал я, возложить надежду свою на всемогущего бога, в трех лицах прославляемого, ибо ему открыта моя душа и видит он, что чувствую я себя ни в чем перед тобой не виноватым. А посему подождем немного, так как верую, что мы с тобой близко, у самого порога ожидаем пришествия надежды нашей христианской — господа бога, Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
 
ВихровДата: Воскресенье, 30.10.2016, 17:34 | Сообщение # 7
Собеседник
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата
. А кроме того, скажу, что не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам, извергать из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше.

Вот в этом месте я нахожу подтверждение своим мыслям о том, что между Курбским и Грозным были более доверительные отношения, чем отношения царя и его подданного. Курбский не трус. Это он доказал своей службой. История говорит о том, что он опасался за свою жизнь после своих неудач в Ливонском походе, а потому сбежал. Но судя по тому, что после поражения под Невелем Грозный отдал ему воеводство в Юрьеве, реальная опасность его жизни не существовала. Возможно существовала другая причина его предательства.
 
МихаилДата: Воскресенье, 30.10.2016, 17:36 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Репутация: 10
Статус: Offline
Добрый вечер, Елена и Виктор Сергеевич, спасибо за тему. Если честно, впервые прочел эти письма. Стереотипы о кровавом царе-сыноубийце, как то уже размываются. Любые действия можно представить в нужном ракурсе. 
Вы правильно подметили Виктор Сергеевич, неожиданно, что ЦАРЬ вдруг стал отвечать своему ближнему подданному. Но ведь он входил в "Избранную Раду" вместе с Адашевым, митрополитом Макарием и протопопом Сильвестром). Вместе проводили реформы. вместе громили Казанское царство...и напоследок Ливонские войны. Лучший друг его предал и убежал к ВРАГАМ. В любое время это тяжело перенести равным людям, а уж если это твой подданный, которому очень сильно доверял. Плюнул Иван Васильевич на свое величие и началась ПЕРЕПИСКА, о чем, думаю, потомки не пожалели1
 
Елена_РусьДата: Воскресенье, 30.10.2016, 20:16 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
Цитата Михаил ()
Но ведь он входил в "Избранную Раду" вместе с Адашевым, митрополитом Макарием и протопопом Сильвестром). Вместе проводили реформы. вместе громили Казанское царство...и напоследок Ливонские войны. Лучший друг его предал и убежал к ВРАГАМ. В любое время это тяжело перенести равным людям, а уж если это твой подданный, которому очень сильно доверял.
Здравствуй, Михаил!  Ты верно подметил, каково это- доверять человеку, который потом тебя предает.
Я поискала кое-что о послании царя Курбскому, нашла. Послание очень длинное, но могу дать отрывки из него, которые подтверждают мою позицию. Итак,

Царево государево послание во все его Российское царство об измене
клятвопреступников - князя Андрея Курбского с товарищами *
...Да будет известно повеление этой истинно православной
христианской самодержавной власти, владеющей
многими землями, и да примет наш христианский
смиренный ответ бывший истинно православный
христианин и наш боярин, советник и воевода, ныне
же отступник честного и животворящего креста
Господня, и губитель христиан, и служитель врагов
христианства, отступивших от поклонения
божественным иконам, и пренебрегших всеми
божественными священными повелениями, и
разоривших святые храмы, осквернивших и
низвергнувших священные сосуды и образа, как
Исавр, Навозоименный [Копроним] и Армянин,
вступивший с ними в союз, князь Андрей Михайлович Курбский, изменнически пожелавший
быть Ярославским князем
.

...И всюду, как бесы во всем мире, так и ваши друзья и слуги, отрекшись от нас, нарушив крестное целование [присягу], подражая бесам
разнообразными способами, всюду раскинули сети и
по обычаю бесов следят за нами, наблюдая, куда мы
идем, что говорим, и, воображая, что они бесплотны
[невидимы], они составляют против нас оскорбления
и укоризны, приносят их к вам и позорят нас на
весь мир.

.... Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мною от
Бога и от моих прародителей, взяли под свою
власть. А это ли совесть прокаженная - держать
свое царство в руке и не давать господствовать
своим рабам? Это ли противно разуму - не хотеть
быть под властью своих рабов? И это ли
православие пресветлое - быть под властью и
повелением рабов?
....А ты зачем погубил свою душу и разум, нарушив крестное целование, -
не из-за страха ли смерти? Советуешь нам то, чего
сам не делаешь! По-наватски и по-фарисейски
рассуждаешь: по-наватски потому, что требуешь от
человека большего, чем позволяет человеческая
природа, по-фарисейски же потому, что, сам не
делая, требуешь этого от. других. Но хуже всего
ваши укоры и оскорбления, которые вы начали
наносить мне уже давно и продолжаете до сих пор,
ярясь, как дикий, зверь и учиняя измену, - в этом ли
заключается ваша усердная и верная служба, что вы
меня оскорбляли и укоряли? Дрожите, как
одержимые, а сами, предвосхищая Божий суд и
заменяя его своим судом, устроенным вашими
начальниками, попом и Алексеем, осуждаете меня, как собаки.
...Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет,
смердящий гнуснее кала? Или, по-твоему, праведно
поступили те твои дьявольские единомышленники,
которые сбросили монашескую одежду и пошли
воевать против христиан? Скажете, что это было
насильственное пострижение? Но не так это, не так!
...Даже во времена благочестивейших царей можно встретить
много случаев жесточайших наказаний. Неужели же
ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что
царь всегда должен действовать одинаково,
независимо от времени и обстоятельств? Неужели
не следует казнить разбойников и воров? А ведь
лукавые замыслы этих преступников еще опаснее!
Тогда все царства распадутся от беспорядка и
междоусобных браней. Что же должен делать
правитель, как не разбирать споры своих
подданных?
Как же тебе не стыдно именовать мучениками
злодеев, не разбирая, за что они пострадали?

...Как ты сходен с Иудой-предателем! Так же как он ради богатства
разъярился и отдал на убиение общего повелителя,
проживая среди его учеников, а веселясь с
иудеями, так и ты, пребывая у нас, ел наш хлеб и
соглашался служить нам, а в душе копил злобу на
нас. Так-то ты выполнил присягу, скрепленную
крестным целованием, - желать нам добра без
всякой хитрости?
...вы с попом решили, что я должен быть государем только на словах, а
вы-на деле; потому все так и случилось, что вы до
сих пор не перестаете затевать злодейские
замыслы против меня.
...Как же не назвать тебя врагом креста Христова, если ты ради славы, желая
насладиться богатством и честью этого бренного
мира, презирая вечное будущее, научившись измене
от своих прародителей и заранее приготовив
злодейство в сердце своем, ты, "евший со мной
хлеб, поднял на меня свою ногу", нарушил
присягу и вооружился, чтобы воевать против
христиан? Так пусть же подымется на тебя
победоносное оружие Господне - крест Христов!
Как же ты называешь таких изменников
доброжелателями?
...А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле и данных Богом воевод различным смертям
предал и их святую и победоносную кровь в церквах
Божьих пролил, обагрил церковные пороги кровью
мучеников и придумал неслыханные мучения, казни
и гонение для своих доброжелателей, полагающих
за нас душу, облыгая православных и обвиняя их в
изменах, чародействе и других неподобающих
поступках, - то ты писал и говорил ложь, как научил
тебя отец твой дьявол,
...Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас нет;
когда же мы находим доброжелателей, полагающих
за нас душу искренно, а не лживо, не таких, которые
языком говорят хорошее, а в сердце затевают
дурное, на глазах одаряют и хвалят, а за глаза
расточают и укоряют (подобно зеркалу, которое
отражает того, кто на него смотрит, и забывает
отвернувшегося), когда мы встречаем людей,
свободных от этих недостатков, которые служат
честно и не забывают (подобно зеркалу) порученной
службы, то мы награждаем их великим жалованьем;
те же, которые, как я сказал, оказывают
противодействие, приемлют казнь по своей вине. А
как в Других странах карают злодеев, сам увидишь:
там не по-здешнему!
...Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумывали, если же ты говоришь об изменниках
и чародеях, так ведь таких собак везде казнят. А
что мы якобы облыгаем православных [следует
библейская цитата, уподобляющая Курбского
глухому аспиду], то, если уж я облыгаю [клевещу], от
кого же тогда ждать истины? Что же, изменник, по
твоему дьявольскому мнению, что бы они ни
сделали, их и обличить нельзя? А облыгать мне их
для чего?
...Но вы не отказались от своих коварных привычек, снова вернулись к прежнему и начали служить нам
не честно, попросту, а с хитростью. Так же и поп
Сильвестр сдружился с Алексеем, и начали они
советоваться тайком от нас, считая нас
неразумными: вместо духовных, стали заниматься
мирскими делами, мало-помалу стали подчинять вас,
бояр, своей воле, отнимая от нас великолепие
нашей власти, приучали вас прекословить нам и нас
почти что равняли с вами, а вас - с мелкими детьми
боярскими.
...Когда же началась война с германцами [ливонцами], о которой дальше будет написано
подробнее, поп Сильвестр с вами, своими
советниками, жестоко на нас за нее восстал: когда
за свои грехи заболевал я, наша царица или наши
дети, - все это, по их словам, случалось за наше
непослушание им!
...мы, расследовав измены собаки Алексея Адашева и всех его советников, наказали
их за все это, но милостиво: смертной казнью не
казнили, а разослали по разным местам. Поп же
Сильвестр, увидя, что его советники впали в
ничтожество, ушел по своей воле, но мы,
благословив его, не отпустили, не потому, чтобы
устыдились его, но потому, что за его коварную
службу и понесенные от него телесные и душевные
страдания мы хотим судиться с ним не здесь, а в
будущей жизни, перед агнцем Божьим. Поэтому и
сыну его я и до сих пор позволил пребывать во
благоденствии, только являться к нам он не смеет.

...В церквах же, как ты лжешь, казней у нас не было. Как я выше сказал, виновные понесли наказание по
своим винам; все было так, как я рассказал, а не
так, как ты лжешь, неподобающим образом называя
изменников и блудников - мучениками, кровь их -
победоносной и святой, наших врагов - сильными
мучениками, отступников - воеводами; выше я
указал, каково их доброжелательство и как они за
нас полагают души. Нечего тебе говорить, ибо мы
никого не облыгали, а измена их известна всему
миру: если хочешь, можешь найти свидетелей этих
злодейств даже среди варваров [иноземцев]
...
 
Елена_РусьДата: Воскресенье, 30.10.2016, 20:28 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 249
Репутация: 10
Статус: Offline
далее.
...когда в первый раз послали на Казанскую землю своего
воеводу, князя Семена Ивановича Микулинского с
товарищами, вы все говорили, что мы посылаем их в
наказание, в виде опалы, а не для дела. Какая же
это храбрость, если вы считаете службу за опалу?
Так ли следует покорять прегордые царства?
Бывали ли такие походы на Казанскую землю, когда
бы вы ходили по желанию, а не по принуждению?
Когда же Бог оказал нам свое милосердие и покорил
христианству этот варварский народ, то и тогда вы
настолько не хотели воевать с нами против
варваров, что из-за вашего нежелания к нам не
явилось более пятнадцати тысяч человек! Тем ли вы
разрушаете прегордые царства, что внушаете
народу безумные мысли и, подобно Янушу [Заполе]
Венгерскому, отговариваете от битвы? Ведь и
тогда, когда мы были там, вы все время давали
вредные советы, а когда запасы утонули,
предлагали вернуться, пробыв только три дня! И
никогда вы не соглашались потратить лишнее
время, чтобы дождаться благоприятных
обстоятельств; думая о своих головах, а не о
победе, вы стремились только к одному: поскорее
победить или быть побежденным и вернуться
восвояси. Ради скорейшего возвращения вы не
взяли с собой самых лучших воинов, из-за чего
потом было пролито много христианской крови. А
разве при взятии города вы не собирались,
напрасно губя православное воинство, начать
битву в неподходящее время, и сделали бы это, если
бы я вас не удержал? Когда же город по Божьему
милосердию был взят, вы вместо устроения
занялись грабежом! Это ли покорение царств,
которым ты так надменно хвалишься?
.... А подчинили вы эти царства так, что там еще семь лет не утихала бранная
лютость! Когда же кончилась ваша с Алексеем
собачья власть, тогда это государство само нам
подчинилось, и теперь оттуда ходят на помощь
православию больше тринадцати тысяч воинов.
Так-то вы покорили и подчинили нам прегордые
царства! И так заботимся о христианстве мы, кого
ты злобно обвиняешь в выступлении против разума!
Это о Казани, а на Крымской земле и на пустых
землях, где бродили звери, теперь устроены города
и села. А что стоит ваша победа на Днепре и на
Дону? Сколько урона и пагубы вы наделали
христианам, а врагам - никакого вреда!
....Германские [ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших
изменников.... Когда же мы
послали тебя и нашего боярина и воеводу Петра
Ивановича Шуйского на год против германских
городов (ты был тогда в нашей вотчине, Пскове,
ради собственных нужд, а не по нашему поручению),
мне пришлось более семи раз посылать к вам, пока
вы наконец пошли с небольшим числом людей и лишь
после многих наших напоминаний взяли свыше
пятнадцати городов. Это ли ваше старание, если вы
берете города после наших писем и напоминаний, а
не по собственному стремлению? Как не вспомнить
вечные возражения попа Сильвестра, Алексея и
всех вас против похода на германские города и как
из-за коварного предложения короля датского вы
дали ливонцам возможность целый год собирать
силы? Сколько христианского народу они перебили,
напав на нас в начале зимы! Не это ли старания
наших изменников? Вот старания наших изменников
и ваше добро - губить христианский народ! Потом мы
послали вас с вашим начальником Алексеем и с
очень большим числом людей; вы же едва взяли один
Вильян [Вильянди, Феллин] и при этом еще погубили
много народа.
...Если бы не ваше дьявольское противодействие, то, с
Божьей помощью, в том же году вся Германия была бы
под православной верой. Тогда же вы подняли
против православия литовский народ и готский
[шведский]. Это ли ваши старания и так-то вы
стремитесь укреплять православие?
...- Поголовно мы вас не истребляем, но изменникам всюду бывает казнь: в той стране, куда ты поехал,
ты узнаешь об этом подробнее. А за ту вашу службу,
о которой говорилось выше, вы достойны больших
казней и опалы; мы еще милостиво вас наказали, -
если бы мы наказали тебя так, как следовало, то
тебе бы не удалось уехать от нас к нашему врагу;
если бы мы тебе не доверяли, то ты не был бы
отправлен в этот наш город и убежать бы не смог.
Но мы, доверяя тебе, отправили в эту нашу вотчину,
и ты изменил нам, как собака. и т.д.

полностью здесь http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/15640705.php
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz