Клеветникам России А.С. Пушкин
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
1831
Почти 200 лет тому назад написано это пророческое произведение великого русского поэта. И вот наступил XXI век...
Белоруссия: вандализм и русофобия в области культуры
04.09.2015
Уже более двух с половиной месяцев тянется неприглядная история, связанная с осквернением памятника А.С. Пушкину, совершенным в Могилеве. По распоряжению местных властей с монумента поэту был сбит отрывок из стихотворения-оды «Клеветникам России». При этом акт вандализма был преднамеренно произведен в День России - 12 июня. Понятно, что все это не могло остаться незамеченным со стороны общественности, тем более что открывался памятник совсем недавно, в день рождения поэта 6 июня 2015 года с большой торжественностью. С протестом и требованием восстановить памятник в первозданном виде к могилевскому градоначальнику обратилось городское Русское культурно-просветительское общество, а в газете «Вечерний Могилев» развернулась обширная дискуссия по этому вопросу. Читатели в большинстве своем осудили антипушкинский вандализм и высказались за возвращение на памятник «крамольного» стихотворения. Однако на могилевские городские власти все это никак не подействовало, и они дали понять, что исправлять что-либо без соответствующего указания сверху они не собираются.
После этого на имя губернатора Могилевской области В.В. Доманевского письмо направил председатель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников А.Е. Геращенко, в котором предлагалось «разъяснить обстоятельства произошедшего». В витиеватом ответе Могилевского облисполкома за подписью заместителя председателя областного губернатора В.А. Малашко, помимо дежурных фраз о какой-то там «неоднозначности» стихотворения Пушкина и о том, что совершенный акт вандализма не имел антироссийской направленности (интересно, а какую тогда нацеленность имела вся эта история?), содержался-таки намек на то, что соответствующее распоряжение было дано из Минска, и что окончательное решение будет приниматься на уровне президента Республики Беларуь.
Понимая, что могилевские чиновники являются всего лишь исполнителями, двенадцать белорусских общественных объединений направили в конце июля письмо на имя А.Г. Лукашенко с предложением «тщательно разобраться с произошедшим и принять меры по восстановлению первоначального облика памятника А.С. Пушкину в Могилеве».
Прошло уже больше месяца после того как письмо было отправлено белорусскому президенту, но ответа пока не последовало. Видимо, вопрос для белорусских идеологов «непростой и требует тщательного изучения». Только вот ценителям творчества великого русского поэта антипушкинские выверты чиновников от культуры не понятны и они все же надеются, что на самом высоком уровне возобладает здравый смысл и чувство ответственности перед собственными гражданами, которых никто не вправе отлучать от творчества Александра Пушкина и великой русской культуры в целом.
От имени учителей и от себя лично возмущение в отношении к этой безобразной истории «Материку» выразил известный белорусский ученый-педагог, лауреат Международной Пушкинской премии для учителей русского языка и литературы, кандидат филологических наук Сергей Владимирович Карпушин:
- Обычный человек с ужасом и возмущением воспринимает сообщения о том, что вандалы обезобразили очередной памятник или фасад здания. Жутко смотреть по телевизору, как воинствующие неофашисты или так называемые «мусульмане» в различных странах свергают с постаментов скульптуры. Но теперь не надо далеко ходить: в нашей спокойной и мирной республике подобная дикость тоже, оказывается, возможна. И являют её миру как раз те, кто по своему служебному долгу обязан пресекать подобные злодеяния.
Где-то в приватной беседе некие русофобствующие деятели высказали озабоченность тем, что их европейским патронам может не понравиться цитата на памятнике Пушкину. Они ведь могут и не знать, что эти слова написаны около 200 лет назад. Именно тогда не политик, а великий поэт, прямо и без экивоков, выражая чувства истинных русских людей, предупреждал недругов своей страны о неизбежности их краха при посягательстве на Россию. И что же здесь крамольного для Республики Беларусь, которая строит с Российской Федерацией Союзное государство? Или, может, культурная, политическая интеграция с Россией – это совсем и не интеграция?
Следуя извращенной логике чиновников-осквернителей, надо запретить в Белоруссии также пушкинскую «Полтаву», а то могут обидеться не только шведы, но и бандеровцы-нацисты, которые превозносят предателя Мазепу.
А как быть со Львом Толстым? Толстой (между прочим, офицер Русской армии, достойно прошедший Крымскую войну) с патриотическим воодушевлением утверждает право народа для защиты своих рубежей поднять первую же попавшуюся дубину и гвоздить ею до тех пор, пока не уничтожит все нашествие. А ведь речь шла о французской (и не только) армии.
Давайте и Александра Блока припрячем подальше с глаз. Он ведь позволил тоже в 1918 году в поэме «Скифы» предупредить носителей европейских ценностей, стаей воронов навалившихся тогда на охваченную братоубийственной войной Россию: «Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет // В тяжелых, нежных наших лапах?»
Такие примеры можно продолжать во множестве, когда художники, отражая самосознание своего народа, обращались к тем, кто хотел посягнуть на его интересы, достоинство, культуру. Только стоит обратить внимание, что все упомянутые русские классики призывали наших оппонентов не к вражде, а к миру:
В последний раз — опомнись старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Установка памятника Александру Сергеевичу Пушкину была разрешена теми же могилевскими чиновниками, которые и распорядились изуродовать его. Такое трусливое «редактирование» не может быть иначе расценено, как сознательный хулиганский поступок, совершенный государственным чиновником.
В обстоятельствах, когда Порошенко и его хунта ставят своей задачей разрушение нашего восточнославянского братства, необходимо решительно противостоять любым попыткам посеять раздор между белорусским, русским и украинским народами и нашими культурами.
Чинуши, которые подобно чеховскому герою озабочены тем «как бы чего не вышло», на деле подрывают доверие к Республике Беларусь как к надежному союзнику Российской Федерации, порождают сомнение в искренности главы белорусского государства, не раз говорившего о том, что «Россия – это наше, Россия – это наше общее Отечество».
Отдел Белоруссии Института стран СНГ
http://politobzor.net/show-63....ry.html
Можно почерпнуть и здесь
http://by24.org/2015....ensored
"увидев на монументе провокационный текст, жители Могилева тут же начали писать возмущенные письма в местный горисполком. Его чиновники, вняв просьбам граждан, решили все же избавиться от неоднозначного текста на памятнике. По предварительным данным, два других фрагмента из стихов Пушкина, "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" и "Я помню чудное мгновенье" на пьедестале все же оставят."