По поводу и без... Пятница, 19.04.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Вера, религия [5]
Живопись, графика, архитектура [1]
Литература и фольклор [5]
Музыка [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Утомленное солнце
Популярнейшее танго "Раставание (Утомленное солнце)" 30-х годов стало фоном фильма Н.Михалкова "Утомленные солнцем", действие которого происходит а 1936 году.
В фильме танго исполняется Павлом Михайловым в сопровождении известного в предвоенные годы оркестра Александра Цфасмана. Но если вы считаете,что это русский романс, то глубоко ошибаетесь! Это - польское танго, и появилось оно в России только в 1937 году.
Автором танго "Расставание" является польский композитор Ежи Петерсбургский, некогда популярный и знаменитый в предвоенной Варшаве, музыкальная жизнь которой в предвоенные годы была очень яркой и бурной. Музыкальные театры, кабаре, варьете, театры оперетты польской столицы никогда не пустовали. Легкая музыка наполняла, казалось, сам воздух Варшавы, питаясь традициями Штрауса. Танго - любимый музыкальный жанр эпохи между двумя мировыми войнами. Ежи имеет серьезные контракты с музыкальными театрами, он пишет танцевальные пьесы, вальсы и фокстроты, пишет музыку к "заговорившему" в те годы кино. Александр Вертинский был первым исполнителем песен Ежи Петерсбургского. Весной 1936 года варшавский поэт-песенник Зенон Фридвальд предложил композитору текст песни под названием «Та остатня недзеля» («Последнее воскресенье») — о расставании бывших влюбленных.
Молодой человек просит возлюбленную встретиться с ним в воскресенье в последний раз: девушка уходит от него к более состоятельному жениху. Петерсбурского привлекли лиризм и грусть, сквозившие в каждой строке описания трагедии расставания .А потому, быстро написав к тексту мелодию танго, Ежи отдал ноты известному певцу Мечиславу Фоггу, долгожителю польской эстрады.Успех первого исполнения превзошел все ожидания.
Предприимчивые владельцы фирмы звукозаписи «Сирена Электро» предложили Фоггу записать его новую работу на пластинку. Многотысячный тираж разошелся очень быстро, его пришлось повторить. Но и на этот раз спрос на пластинку не был удовлетворен. Нежная, запоминающаяся мелодия нового танго Петерсбурского в исполнении Фогга зазвучала по всей Польше, а затем вышла за ее пределы.Танго звучало в танцевальных салонах и концертных залах, везде, где имелись патефоны. В 1937 году танго Ежи Петерсбурского долетело и до Советского Союза и завоевало огромную популярность. В Москве редакторы Центральной студии звукозаписи предложили одному из ведущих джаз-оркестров страны, которым руководил пианист-виртуоз Александр Цфасман, записать это танго, переложив слова на руский язык. Текст к мелодии написал поэт Иосиф Альвек.
И у него в сюжете было расставание влюбленных, но происходило оно на романтическом берегу теплого курортного моря, то есть в более подходящем для лирических переживаний месте... Которое для подавляющего большинства советских людей было несбыточной, сказочной мечтой. В замечательной аранжировке Александра Цфасмана танго было записано на пластинку и получило название «Расставание».
Увы, автор музыки был «позабыт», и песня оказалась как бы ничейной.
Пластинка с танго сразу стала предметом повышенного спроса. «Расставание» стало обязательным атрибутом семейных и выпускных вечеров, дворовых концертов, всяческих застолий. С оркестром тогда выступал молодой обаятельный певец, владелец замечательного баритонального тенора Павел Михайлов.
Его пробовали исполнять и другие певцы, в том числе Клавдия Шульженко, но лучше Михайлова спеть никому не удавалось – он так и остался единственным и неповторимым исполнителем шедевра под закрепившимся уже навсегда названием "Утомленное солнце".
Многие эстрадные исполнители включали его в свой репертуар, зачастую с различными вариантами слов. Например, в Ленинграде особой популярностью пользовался текст местной поэтессы Асты Галлы под названием "Песня о юге" (в исполнении Клавдии Шульженко). А квартет Александра Рязанова пел на ту же мелодию "Листья падают с клена". Через много лет это танго появилось во множестве фильмов, включая "Сказку сказок" Юрия Норштейна (1979).
К сожалению, кроме триумфа, в истории "Последнего воскресенья" есть очень грустные страницы.
Его называли и "Танго Смерти": в нацистских концлагерях под звуки этой мелодии, исполняемой маленьким духовым оркестром, еврейских заключенных вели в газовые камеры. В Треблинке Артур Голд вынужден был руководить таким оркестром и хором до самой своей гибели.
После Победы песня зазвучала в польских кинофильмах о зверствах фашистов.

Кстати, именно Петерсбурский написал одну из самых прекрасных военных песен — "Синий платочек", прославивший Клавдию Шульженко.
Рассказывали, что когда наши бойцы на передовой громко включали "Синий платочек", немцы прекращали стрелять.
По сообщению московского радиоканала "Содружество", однажды был взят в плен немецкий часовой, заслушавшийся "Платочком"...
В советскую фронтовую песню "Огонек" превратился еще один хит Ежи Петерсбурского — "Польское танго", в русской версии получивший название "Стелла".
Очень популярен в СССР был и фокстрот Петерсбурского "Май, цветущий май".

http://www.sem40.ru/culture/music/17949/

Категория: Музыка | Добавил: Ирида (29.12.2012)
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz