По поводу и без... Пятница, 19.04.2024, 10:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Великие женщины [6]
Она и Он. Лав-стори [14]
Александр Невский [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


"...Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила? Побеждена ль?.."
Цветаева мне не созвучна.
И сколько бы ни было хрустальной чистоты в звуках её лиры и правильности форм её поэзии, она не созвучна мне. Но гений поэта признан, и давно, не зависимо от любого мнения.
Однако речь не о поэзии Цветаевой, а её источниках.

Часть 1. Софья

Полистаем стихи поэта...

***
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?...

***
Вам одеваться было лень,
И было лень вставать из кресел.
— А каждый Ваш грядущий день
Моим весельем был бы весел...

***
Я помню, с каким вошли Вы
Лицом — без малейшей краски,
Как встали, кусая пальчик,
Чуть голову наклоня.

И лоб Ваш властолюбивый,
Под тяжестью рыжей каски,
Не женщина и не мальчик, —
Но что-то сильней меня!..

***

Стихи посвящены Софье Парнок, посредственной поэтессе, посредственному критику, посредственной личности. Но Марина, увидев её впервые, почувствовала некий магнетизм,который была в её взгляде и во всей фигуре. Более полутора лет она заменяла Цветаевой весь мир, и они обе вдохновляли друг друга на творчество. Она была старше Цветаевой на семь лет.
Чем она покорила Марину - неженской силой, остротой ума, волевым взором, какой-то трагической безысходностью в лице?.. Через несколько дней после встречи Цветаева увидела Парнок в компании молодой женщины. Они весело катили куда-то на извозчике. Буря эмоций овладела душой Марины. Придя домой, она написала стихотворение, в котором утверждала себя на первом и единственном месте в сердце Парнок. Она не ошиблась в том, что глубоко тронула душу Сони. Осознав серьезность нового чувства, та порвала с прежней подругой, переехала на новую квартиру на Арбате, и Цветаева стала ее частым гостем.



Они были похожи, быть может, только силой характера. Но в остальном - полная противоположность, даже в одежде. Марина любила одеваться во все яркое, цветное. Парнок предпочитала белые блузы и черные пиджаки. Юная поэтесса ощущала себя в их отношениях маленьким ребенком, нуждающимся в защите сильной, заботливой и ласковой матери. Парнок властвовала над Мариной, однако не догадывалась, что Мариной управлять было невозможно.
Софья и Марина иногда уезжали из столицы в провинциальные города, останавливались там в монастырских гостиницах, как, например, в Ростове Великом, ходили по рынкам, покупали всякую ерунду и смеялись над тетками, которые во все глаза пялились на смешливых барынь.

А что же Эфрон? Как он относился к увлечениям своей жены? Ведь поженились они по сильной любви и у них уже была дочь Ариадна. А он бережно относился к любимой женщине, стараясь все понять и объяснить. Он часто избегал встреч с ними , когда они были вдвоем. Но сцен ревности не устраивал никогда. Когда началась война, он ушел на фронт санитаром. Цветаева продолжала любить его, но и без Парнок не знала, как жить. Её страдания от такой раздвоенности были трагичны. Позже она запишет в дневнике: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!"

В любви Цветаевой и Парнок с самого начала была обреченность на трагический исход. Обе поэтессы, испытывая поначалу огромное счастье друг от друга, в глубине души сразу почувствовали, что в итоге должны будут разойтись. Уже к осени 1915 года все повисло на волоске. Парнок вздыхала о новой "роковой госпоже", которую она намеревалась где-то встретить, Цветаева в стихах уже давно предупреждала ее, что "твоя душа мне встала поперек души". Нужна была только искра, чтобы эта бочка с порохом взорвалась. Как всегда в подобных случаях, повод оказался ничтожным.
Однажды Марина собралась на литературный вечер, на котором должна была читать свои стихи. У Парнок вдруг разболелась голова, а в такие минуты она становилась просто невыносимой. После бурных объяснений Марина все же уехала, но очень быстро вернулась. Парнок мирно спала, и Цветаева возмутилась. Трещина, которая возникла в их отношениях, стала стремительно расти.
Окончательной точкой разрыва отношений стал приезд Осипа Мандельштама, с которым Марина провела два дня. А когда вернулась на квартиру к Парнок, увидела там у её постели другую.
С тех пор Цветаева стала вычеркивать из своей жизни все, что напоминало ей Соню. Более того, Марина говорила, что даже о ее смерти не пожалела бы ни секунды, и действительно приняла сообщение о кончине бывшей подруги на первый взгляд равнодушно. И тем не менее, это было всего лишь бегство от собственной памяти: Парнок оставила в ее душе глубочайший след, стереть который поэтесса так и не смогла.
А что же сама Парнок? У нее было еще несколько романов, последний - уже перед самой смертью, когда Соня была тяжело больна. Ее "седой музой" стала Нина Веденеева, героиня последнего цикла ее стихов. Сердце Парнок буквально не выдержало переживаний закатной любви. На руках Веденеевой она и умерла в августе 1933 ода. Но до конца своей жизни она тоже хранила память о Цветаевой. Фотография Марины всегда стояла на столике у ее постели.

Стихи цикла "Подруга"

Часть 2. Сонечка

"Ни в одну из заповедей - я, моя к ней любовь, ее ко мне любовь, наша с ней любовь - не входила. О нас с ней в церкви не пели и в Евангелии не писали... Мы же обе шли только против "людей": никогда против Бога и никогда против человека." М.Цветаева Повесть о Сонечке



Сонечка Голлидэй была совсем еще юной,но уже известной актрисой 2-й студии Художественного театра, которой руководил Евгении Вахтангов. Ей прочили блестящее будущее на русской сцене ее талант был, по общему признанию, гениальным. Вся театральная Москва знала её и специально ходила на её спектакли. Она была маленькая, большеглазая, с капризно очерченным ртом и, сознавая свою исключительность, диктовала на сцене свои правила. Ей был нужен свой театр, где она могла властвовать одна. Цветаева и Голлидэй познакомились, когда Поэту было 27, а Актрисе - 23. Сонечка возникла в тот зимний день, когда Цветаева читала в Студии Вахтангова свою «Метель». Их познакомил Антокольский:
-Передо мной маленькая девочка. Знаю, что Павликина Инфанта! С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками.
Передо мною – живой пожар. Горит все, горит —вся... И взгляд из этого пожара – такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!
Павликина Инфанта – потому что о ней, для нее Антокольский писал пьесу "Кукла Инфанты".(М.Цветаева. Повесть о Сонечке)

Поначалу женщины не придали значения знакомству. Они обе были увлечены Завадским, и это не вызывало у них раздражения друг к другу, а наоборот, как-то связывало. Марина принимала сердцем обиды Сонечки, что её обходили ролями, и писала специально для неё пьесы.
Это была совсем другая любовь, не такая, как к Софье Парнок. В «Повести о Сонечке», где Цветаева с огромной нежностью и признательностью описывает свою дружбу с Сонечкой, она дает понять, что физической близости между ними не было: "Мы с ней никогда не целовались: только здороваясь и прощаясь. Но я часто обнимала ее за плечи, жестом защиты, охраны, старшинства.. ." Марина ограждала свою подругу от той горечи, которую испытала сама в отношениях с Парнок. Закончив "Повесть о Сонечке", Цветаева признавалась: "Все лето писала свою Сонечку – повесть о подруге, недавно умершей в России. Даже трудно сказать „подруге“ – это была просто любовь — в женском образе, я в жизни никого так не любила – как ее". Для них обеих это было огромное чувство, то счастье, которого так мало выпало на долю Цветаевой, и благодарность за которое она хранила в сердце всю жизнь.
Дружба с Сонечкой быстро кончилась: Голлидэй бросила Москву и вышла замуж. Но слова, сказанные ей Марине: "Как я люблю -любить!" - Марина помнила всю жизнь.
Актриса с огромным творческим потенциалом, Софья Голидэй не стала знаменитой, выйдя замуж за директора провинциального театра. По её признанию, у неё притупился нерв от нелюбимого брака. Но она по-прежнему играла во всю силу, до конца своих дней. Даже когда она, неизлечимо больная, выходила на подмостки, она жила и дышала своей ролью, своим театром, своей игрой в театральную любовь. Четыре года она прожила на гомеопатических снадобьях, которые облегчили ей страдания, а потом выяснилось, что операцию делать поздно. Голлидэй об этом так и не узнала; полная радужных планов, она тихо скончалась во сне 6 сентября 1934 года.. Цветаевой сообщили о смерти Голлидэй только в тридцать седьмом...
Муж Сонечки после её смерти "шагнул, хотя его громко окликали, под крышу, с которой сбрасывали глыбы льда"...

Свою повесть Цветаева заканчивает практически словами Настеньки из "Белых ночей" Достоевского:"...А теперь – прощай, Сонечка!
Да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?.."

С уходом из её жизни Сонечки Марина не остановила свою жизнь. одна любовь сменяла другую, она легко расставалась с очередным поклонником, но каждая любовь позволяла ей чувствовать себя живой.

В поисках этой жизни Марина кочует из России в Европу и обратно.
В августе 1941 года арестованного Эфрона убивает на допросе Берия. Вряд ли Марина узнала о смерти своего мужа. Еще в начале августа она с сыном Муром уехала из Москвы в эвакуацию и после долгих мытарств оказалась в богом забытой Елабуге. Работы не было, жить было нечем и не на что, поэтессе даже предложили стирать чье-то грязное белье. В итоге она не выдержала издевательств. Пожарила для сына какую-то рыбу. И... повесилась.

В годовщину ее трагической гибели, спустя пятьдесят лет, в храме Вознесения Господня у Никитских ворот состоялась панихида по рабе Божией Марине по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Годом ранее чин отпевания отслужил в Покровском храме владыка Казанский и Татарский Анастасий.
Но впервые панихида по Цветаевой прошла еще в 1949 году в Новосибирской области. В деревне Пихтовке ее отпевал высланный и осужденный священнослужитель, документальное подтверждение этого события и по сей день хранится в Литературном музее города Елабуга. Православная Церковь признала Цветаеву достойной своего прощения и участия.
Огромное усилие по разрешению отпеванию поэтессы сделал о.Андрей Кураев. читать здесь
Всё простила Цветаевой Русская Православная Церковь: и гомоэротическую связь с Парнок, и огромный список любовников, и добровольный уход из жизни. И только отдельные личности, примазавшиеся к РПЦ, марают память великого русского поэта.

Стихи к Сонечке



Источник: здесь
Категория: Она и Он. Лав-стори | Добавил: Ириda (22.05.2014)
Просмотров: 652 | Рейтинг: 1.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz