По поводу и без... Вторник, 26.11.2024, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Великие женщины [6]
Она и Он. Лав-стори [14]
Александр Невский [5]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Александр Невский. Имя и дата
Небольшое предисловие. У всех православных на выбор имени влияет дата рождения, которое выбирают по святцам. Отсюда и такое внимание к этому. Мнения историков не всегда совпадают.
В «Житии…» дата рождения указана – 30 мая 1220г.

Привожу имена святых воинов-мучеников, известных к XIIIв.
http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=336&did=100

1. Александр, мученик, воин
День памяти установлен Православной Церковью 10/23 июня.
2. Александр Египетский, мученик, воин
День памяти установлен Православной Церковью 9/22 июля.
Преподобномученики Патермуфий, Коприй и мученик Александр пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Патермуфий и его ученик Коприй были египетскими отшельниками. Когда император-отступник узнал о святых, то велел привести их к себе и начал совращать в язычество, говоря лукаво, будто и он раньше служил Христу, но понял, что спасение могут дать только языческие боги. Коприй прельстился обещаниями царя и изменил Христу, но молитвами и слезными увещаниями своего старца познал свое падение, раскаялся и вновь исповедал себя христианином. Царь разгневался и приказал жестоко мучить Коприя. Святой Патермуфий укреплял мужество и терпение брата. Один из воинов, по имени Александр, видя ужасные страдания Коприя, уверовал во Христа и был приговорен к сожжению. Святые Патермуфий и Коприй были усечены мечом.
3. Александр Каталитский (Калитский), кузнец, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 28 сентября/11 октября.
Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он пострадал в период правления императора Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Александр был кузнецом в деревне Калита, его призвали для проведения пытки христианина Марка. Вместе со своими братьями Александр подчинился приказу, но при начале пытки они услышали голос Свыше и уверовали в Христа, после чего и сами были преданы мучениям.
4. Александр Римский, мученик

День памяти установлен Православной Церковью 13/26 мая.
Всего лишь 18 лет было Святому Александру, когда он принял мученическую смерть за веру христову. Это случилось в IV веке в Риме. Юноша был воином в полку трибуна Тивериана. В это время император издал указ гражданам приносить жертву в храме Зевса, и все воины должны были идти туда. Но христианин Александр не мог этого сделать. В ночь перед арестом ему явился Ангел и сказал, что Святому предстоит совершить мученический подвиг. Наутро он встретил пришедших за ним воинов и вскоре предстал перед римским императором. Подтвердив свое нежелание поклоняться языческим идолам, он стойко переносил истязания, которым его подвергли. Император велел Тивериану отвести молодого человека во Фракию, куда отправляли на пытки всех христиан.
Тяжелая дорога ждала Святого Александра и тех, кто его сопровождал. Во Фракию последовала его мать, три раза во время пути ее допустили к сыну. Мученик, видя ее слезы, в утешение, говорил, что Господь поможет ему довершить подвиг. И действительно, рядом с ним всегда был Ангел. В день казни его увидел палач, занесший меч над юношей, и не решился нанести удар. Тогда Святой Александр попросил ангела стать невидимым, и в тот же миг мучения закончились. Тело убитого юноши нашла и похоронила его мать. Вскоре во сне она увидела своего сына, который просил ее не печалиться, обещая, что скоро она перейдет к нему в Царствие Небесное.
5. Александр Севастийский, мученик

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 марта.
Святой Александр - один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост - самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь молитвой.
К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.
Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.

У княжеской четы Ярослава Всеволодовича и Ростиславы-Феодосии Мстиславны было 9 сыновей.
«Летописи сохранили известия о рождениях только первого и последнего сыновей князя Ярослава. Когда родились остальные семеро, неизвестно. Девятый сын Ярослава, Василий, родился в 1241 году [ПСРЛ. Т. I. Стб. 470]. А известие о рождении первенца в семье Ярослава и Ростиславы заключает в Лаврентьевской летописи статью 6727 года: «Того же лђта родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Феодоръ» [Там же. Стб. 444]. 6727 год летописи, вычисленный от так называемого сотворения мира, которое, согласно Библии, произошло за 5508 лет до рождения Христа, мартовский [Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 106]. В летописной статье, помеченной этим годом, описываются события, случившиеся в марте — декабре 1219 года и январе–феврале 1220 года. Своё имя Фёдор Ярославич мог получить или в честь Фёдора Стратилата, или в честь Фёдора Тирона. Память этих двух наиболее почитавшихся на Руси Фёдоров отмечалась 8 февраля (Фёдора Стратилата) и 17 февраля (Фёдора Тирона), иными словами, Фёдор Ярославич должен был родиться в феврале. Это согласуется с местом записи о его рождении в статье 6727 года Лаврентьевской летописи. Она там последняя и должна описывать происшествия января – февраля 1220 года. Таким образом, можно твёрдо говорить о том, что старший брат Александра Невского родился в феврале 1220 года. И хотя в 1995 году общественность нашей страны отметила 775-летие со дня рождения Александра Невского, появиться на свет в 1220 году он не мог. Когда же родился Александр?»
Древнейшие сохранившиеся росписи сыновей Ярослава Всеволодовича указывают Александра или на первом месте как самого старшего сына, или на втором. Всё зависит от характера самих росписей. Если они фиксируют вообще всех родившихся у Ярослава сыновей, то тогда они указывают Александра на втором месте [ПСРЛ. Т. XXIV. Пг., 1921. С. 227. Перечень составлен в конце XV в.]. На первом, естественно Фёдор. Если росписи говорят о сыновьях Ярослава, уцелевших после завоевания русских земель Батыем, тогда они помещают Александра на первом месте [ПСРЛ. Т. I. Стб. 469], что также справедливо: Фёдор умер до монгольского нашествия. Исходя из показаний древнейших перечней сыновей Ярослава Всеволодовича, следует признать, что Александр был его вторым сыном. Поскольку старший сын Ярослава Фёдор как самостоятельное лицо впервые в летописи упоминается вместе с Александром, действует с ним и позднее, следует думать, что между братьями не было большой возрастной разницы. Но она существовала между Александром и его более младшим братом — Андреем, поскольку в 20–30-х годах XIII века контактов между ними не было. Принимая это во внимание, можно утверждать, что Александр родился на следующее лето после Фёдора.» [1]

«Сохранившиеся печати Александра Невского на лицевой стороне имеют изображение конного или пешего воина, сопровождаемое надписью «Александръ», а на оборотной стороне — также воина и надписи «Фёдоръ». На лицевой стороне печатей изображался небесный покровитель князя Александра, на оборотной — его отца, в крещении наречённого Фёдором в честь Фёдора Стратилата» [2]
«В честь какого же Александра-воина назвали родители будущего победителя Невской битвы? В своё время Н.П. Лихачёв высказал мысль, что в честь Александра Египетского. В.Л. Янин не поддержал этой догадки, оставив вопрос открытым. Действительно, предложенное Н.П. Лихачёвым решение вопроса вызывает возражение.
Назвать сына Александром по имени святого, который праздновался вместе с другими святыми и даже не был главным среди них, родители вряд ли могли. Тем более что в княжеском именослове домонгольской Руси имя Александр было весьма редким, его носили только три Рюриковича». [1]
«Герой Невской битвы (1240) и Ледового побоища (1242) назван Александром в честь святого воина Александра Римского, принявшего мученическую смерть при императоре Максимиане в начале IV в. (его память празднуется 13 мая, из-за чего некоторые историки настаивают на том, что Александр Невский родился не 30, а 13 мая). Это имя, по тем временам довольно редкое в княжеской среде, было известно на Руси благодаря тому, что уже существовал славянский перевод средневекового романа "Александрия", в котором говорилось о подвигах величайшего полководца античности Александре Македонском»[3]
«Здесь могут быть названы ещё два святых. 10 июня отмечалась память воина Александра и девы Антонины, а 13 мая — память воина Александра Римского. Празднование последнего было распространено гораздо шире.
Современник Невского отметил, что в 1243 году имело место знамение, происшедшее в мае «На память святого мученика Александра» [НПЛ. С. 79]. Имелся в виду Александр Римский. Очевидно, из двух возможных небесных покровителей Александра Невского следует предпочесть Александра Римского. А в таком случае временем рождения Александра Невского должно быть 13 мая 1221 года [Подробнее о времени рождения Александра Невского см.: Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского// Вопросы истории. 1986. № 2. К дате 13 мая как дню рождения Александра Невского склоняется и В.К. Зиборов, указавший в подтверждение своего мнения на некоторые литературные параллели между Житием Александра Невского и службой Александру Римскому. К сожалению, В.К. Зиборову осталась неизвестной наша заметка 1986 г. о времени рождения Александра Невского. См.: Зиборов В.К. О новом экземпляре печати Александра Невского//Князь Александр Невский и его эпоха. С. 149–150], и юбилейную дату появления на свет выдающегося деятеля XIII столетия надо отмечать в 1996 году. [1] Очевидно, Александр Ярославич получил своё имя по тому Александру-воину, память которого отмечалась особо».[1]

Напоследок, хочется привести пример, как наши предки чтили память о своих святых.


«Александрова гора. В первом тысячелетии нашей эры берега Плещеева озера, тогда богатые зверем и дичью, заселили финно-угорские племена меря. Центром их поселений в крае Залесья стала вершина высокого холма на северо-восточном прибрежье, где, по мнению археологов, размещалось хорошо укрепленное мерянское городище. Предполагают, что первоначально поблизости находился и сохранившийся до наших дней Синий камень — объект поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в IХ–ХI веках из новгородских и приднепровских земель. На вершине крутого холма славяне совершали празднества в честь бога солнца Ярилы. В народе сохранилось несколько названий этой возвышенности — Ярилина плешь, Лысая гора. Наиболее распространенное — Александрова гора. В ХIII веке Александр Невский, прибыв из Новгорода на родину, на известном холме основал Александров Борисоглебский монастырь, который, по преданию, был загородной резиденцией князя. Остатки этого строения были найдены в ХIХ веке во время археологических раскопок. Пресса того времени свидетельствует, что и в ХIХ столетии Александрова гора была популярной среди местного населения — 26 мая ежегодно на ней устраивались гулянья, на которых собирался «...весь город и особенно молодежь...». Сегодня вершина Александровой горы — прекрасное место для обзора живописной природы и многих достопримечательностей Переславского края» [4]

Источники
1. Кучкин В.А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1996. № 5. С. 18-33 http://radilov.ru/content/view/652/33/
2. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. II. М., 1970. С. 7–8
3. П. Барановский Святой Благоверный Князь Александр Невский http://www.chkg.ru/arhiv/2009/2009_1(65)_18.htm
4. http://www.pereslavl-zalessky.com/alGora.htm
Категория: Александр Невский | Добавил: Михаил (09.12.2012) | Автор: Михаил E
Просмотров: 2640 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 сергей-мск  
Всё ,что сделал князь Александр, есть символ предательства русской цивилизации,

отданной восточным дикарям вопреки культурным корням, более схожим с запад-

ной цивилизацией.

Интересно, почему у нас страстотерпцы и святые именно те, кто гробил Русь, на-

пример князь Александр, льстиво прозванный историками невским, и последний

из "Романовых", окончательно спихнувший страну в бездну, глубину  которой мы до

сих пор осознать не можем?

3 Михаил  
К сожалению, мой ответ, Ирида, оказался поверхностным. Надо подумать.

2 Михаил  
Ирида. По смерти Ярослава - владимирский стол занял его брат Святослав. Вот тогда то и началась его "пря" с племянниками.
По поводу разницы в возрасте братьев постараюсь найти.

1 Ирида  
Интересный материал.
К вопросу о дате рождения Александра историки так и не пришли к единому мнению.
Меня заинтересовал, Миш, вопрос о взимоотношениях братьев - Александра и Андрея. Я читала, что в 1247 году Александр едет в Орду к Батыю, куда ранее прибыл Андрей. Батый планировал отдать владимирское княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава, владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Современные историки расходятся в оценке того, кому из братьев принадлежало формальное старшинство. Киев после татарского разорения потерял доминирующее значение; поэтому Александр в него не поехал, а поселился в Новгороде (По данным В. Н. Татищева, князь всё же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради», однако достоверность этой информации находится под вопросом). (www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1194/bio/) Хотелось бы уточнить на самом деле, так уж мал ли годами был Андрей?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz