По поводу и без... Четверг, 28.03.2024, 16:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Великие женщины [6]
Она и Он. Лав-стори [14]
Александр Невский [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Александр Невский и владыка Антоний

Святитель Антоний , архиепископ Новгородский и Псковский. † 1232, память 8 октября, 10 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.

«На основании «Жития Варлаама Хутынского» и новгородских летописей о Добрыне можно сказать следующее. Он был сыном воеводы Ядрея, погибшего в несчастном походе на Югру. Ядрей относился к знатному и богатому новгородскому боярскому роду. Дед Добрыни Прокша принял монашеский постриг под именем Порфурия. И сам Добрыня Ядрейкович был человеком благочестивым и являлся любимым духовным чадом святого Варлаама Хутынского. Отличие новгородского боярства от боярства (баронства, рыцарства) южной и северо-восточной Руси было в том, что являясь мощной военной силой, оно стяжало богатство не только бранной службой князю (чего новгородцы меньше всего любили – Д. Ш.), но и участием в значительной доле европейской торговли. Именно новгородцы могли быть лучше всех на Руси информированы о том, как начавшийся в 1202 г. во Франции IV Крестовый поход для освобождения Иерусалима от сарацин был «перепрофилирован» венецианцами. Венеция – это «уолл-стрит» средневековья, исконно враждовавший с Византией. Сначала дож Дандоло склонил крестоносцев, не имеющих средств заплатить за перевоз в Палестину, разгромить христианский город Зару. А затем весной 1203 г. на совете было принято решение отправить флот «армии Креста» в Константинополь, чтобы «помочь» царевичу Алексею, изгнанному из Византии, занять престол. Новгородские торговые гости, находившиеся в Венеции и Константинополе вполне могли наблюдать эту двухлетнюю «мутацию» взглядов воинства, призванного спасать святые места Палестины. Но был еще один фактор, отражение которого мы не найдем ни в одном историческом документе. Направить Добрыню в Царьград мог преподобный Варлаам Хутынский, извещенный о его грядущем падении Свыше. Одной из благодатных черт преподобного, согласно его жития, была прозорливость, т. е. способность видеть грядущие события, открытые Богом. Житие святого ставит перед учеными загадку. Преставляясь Богу преподобный передает свой монастырь вернувшемуся из Царьграда Добрыне Ядрейковичу – будущему новгородскому архиепископу Антонию. Но дата смерти преподобного 6 ноября 1193 года не соответствует дате возвращения Добрыни более, чем на 10 лет. Церковное сознание этого разночтения несколько не смущает. Ответы тут могут быть как мистические, так и уточненно хронологические. Важно другое, великий святой оказывает боярину неслыханную честь: передает свое детище, основанную им обитель» [1]


Преподобный Варлаам Хутынский
Варлаам Хутынский (в миру Алекса Михайлович (Михалевич); XII век, Великий Новгород — 6 ноября 1192) — основатель и игуменСпасо-Преображенского Хутынского монастыря.
Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве,
С 1461г. Началось общероссийское почитание. Память преподобного Варлаама совершается в
1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по Юлианскому календарю).

Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Русской Православной Церкви на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.

Биография преподобного Антония
В1201 году совершил паломничество в Константинополь. По возвращении в Новгород принял монашество в Хутынском монастыре.
В 1212 году избран новгородцами архиепископом и отправлен в Киев на посвящение.
В 1218 году переведен на Перемышльскую кафедру.
В 1225 году снова возвращен в Новгород.
В 1228 году по болезни оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. По требованию новгородцев в этом же году снова возвращен на Новгородскую кафедру, немой и параличный.
В 1229 году уволен на покой.
Скончался 8 октября 1232 года. Погребен в притворе новгородского Софийского собора.

«О личности первого новгородского паломника — писателя Антония — мы знаем из летописей (не только Новгородских) первых трех десятилетий XIII в. Его мирское имя — Добрыня Ядрейкович. О социальном его происхождении нет единого мнения: В. О. Ключевский считал его сыном известного новгородского воеводы Ядрея, погибшего во время трагического похода новгородцев на югру в 1195 г. Свое путешествие в Царьград он совершил между 1200-м и 1204 гг., т. е. в канун разорения столицы Византии крестоносцами. По возвращении в Новгород он принял монашество в Хутынском монастыре под именем Антония, а в 1211 г. был возведен на архиепископскую кафедру, которую занимал до 1218 г. Затем был изгнан и снова избран в 1225 г. Его второй период архиепископства сопровождался тяжелыми испытаниями для Новгорода: голодом и эпидемиями. Суеверные новгородцы еще раз сместили Антония, а затем опять избрали в 1227 г. Скончался Антоний в Хутынском монастыре, удалившись туда на покой, в 1231 г. Он был погребен с почестями в Мартирьевской паперти Софийского собора и вначале почитался местно, а в XVII в. был канонизирован как общечтимый святой.»[2] «Дед Добрыни Прокша принял монашеский постриг под именем Порфурия» .[1]

Крупный новгородский дипломат, боярин Добрыня Ядрейкович, был богомолен. В начале XII в. он отправился в Царьград, помолиться в знаменитых храмах и поклониться свезённым туда со всей империи православным святыням. Их он и описал в своей «Книге Паломник». Видимо, уже на обратном пути, везя с собою частицу Гроба Господня, боярин получил ужасающие известия о разорении Царьграда крестоносцами, и написал вторую редакцию «Книги» с рассуждением о пагубности для государства борьбы за власть, «свады императоров». [3]

«Интересные археологические открытия, относящиеся ко времени Добрыни-Антония, сделаны в Софии Новгородской. В результате исследований, проведенных Г. М. Штендером, было установлено, что главный престол Софийского собора в первой четверти XIII века подвергся переделке. Были обнаружены пять столпов опор под отсуствующую каменную трапезу. При этом сама трапеза после переделки получила размеры 175*98 см. Этот размер в точности соответствует длине и ширине погребального ложа Спасителя, «лавице», описанной в начале XII века игуменом Даниилом: «в длину 4 лакоть, а в ширину 2 лакти, а возвыше полулакти». Кроме этого в 1950 г. М. К. Каргером в западном конце южного нефа было обнаружено каменное основание некоей конструкции предположительно каменной сени на квадратных столбиках размером 2*2 м. Г. М. Штендер предположил, что это княжеский митаторий, но Т. Ю. Царевская в своей работе «О цареградских реликвиях Антония Новгородского» сопоставляет это место с неоднократно и особым образом упоминаемым в архиерейском чиновнике Софийского Собора Гробе Господнем. Приведем большую, но чрезвычайно важную цитату из ее работы с исследованием текста Софийского чиновника: «Так, в вечерней службе в Неделю накануне Великого Поста святитель (т. е. новгородский владыка – Д. Ш.) знаменуется на всходе у Спасова образа (всходом называли вход из паперти в собор – Т. Ц.) и у Пречистой на столпе и у Гроба Господня и у Спасова образа над Господним Гробом…». В субботу первой седмицы Великого Поста: «…и пришед святитель в Корсунскую паперть со свечею и идет к создателям и творит прощение и знаменуется у гробов создательских (т. е. строителей храма, князей Владимира и Анны – Т. Ц.). И вшед в Церковь святыя Софии святитель и пришед ко Гробу Господню, сотворь прощение и целует Гроб Господень, и от Гроба входит в придел Иоакима и Анны, и у раки Никиты епископа творит прощение». Заметим, что все перечисленные святыни занимают южную. (т. е. правую) половину собора. Перед вечерней Великого Пятка в XVI–XVII вв. святитель с собором и диаконами входил в храм через южные врата, от храма Входа в Иерусалим, а затем кадил Гроб Господень, после чего этот Гроб взимался и переносился на середину церкви. При этом имелся в виду именно одр, так как плащаницу, лежащую на нем «Чиновник» отмечает отдельно. После полунощницы Великой субботы одр Гроба Господня относили от царских врат на «уреченное место». Из приведенных маршрутов святителя возникает предположение, что это «уреченное место» находилось где-то в западной части, правее входа из Корсунской паперти в собор, приблизительно напротив придела Иоакима и Анны с мощами епископа Никиты. Но именно здесь М. К. Каргер обнаружил каменное основание». Здесь мы сталкиваемся с древнейшим описанием чинопоследования погребения плащаницы, как теперь называют, в Великую Субботу. Происхождение этот чин ведет из Новгорода, где в древности использовалась подлинная святыня. Литургические чинопоследования являются самой верной археологией, они не могут возникать на пустом месте, или что еще более немыслимо, копироваться у враждебных Православию вероисповеданий. В подтверждение вышесказанного приведем слова исследователя А. Л. Баталова: «местом появления изобразительного символа Св. Гроба становится в истории нашего богослужения именно чин Погребения на утрени Великой субботы. Пока наиболее ранней фиксацией его появления остается новгородский архиерейский служебник 1540 г.»[1]

«Александр Невский наверняка с детства впитал в себя, от новгородского духовенства, мысль, с падением Царьграда именно Русь становится святой землей и святым народом – «Новым Израилем», несущим мировую миссию защиты Истинного Христианства – нашей Православной веры!» [4]

Источники:

1. Иерей Димитрий Шмелев (настоятель храма Вознесения Господня г. Истры Московской епархии)
Загадка Нового Иерусалима от Добрыни Ядрейковича до Патриарха Никона.

2. Н. Жервэ Мир Новгородского паломника «Хожение Добрыни Ядрейковича в Царград»

3. А. Богданов Александр Невский

4. Е.В. Ларионов Александр Невский Русское Небо
Категория: Александр Невский | Добавил: Михаил (14.12.2012)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz