Наши храмы, наши монастыри, наши иконы, наши богослужения!!! Андрей Рублёв, например. Лепота! Московский Кремль! Славяно-греко-латинская академия! Святые Кирилл и Мефодий! Если бы не Православие, мы бы с деревьев бы не слезли! Православие сделало из нас людей!
Подробнее:
Признание христианства государственной религией повлекло на Русь значительное число греков, которые привнесли в культуру Руси значительные изменения, однако вытеснить языческие традиции христианство так и не смогло. Христианство и язычество переплелись между собой, ассимилировались. Такое переплетение христианских и языческих традиций явилось особенностью древнерусской культуры. В культуре русского народа настойчиво находили себе место народные начала. Византийская культура в сравнении с русской было строгой и суровой. Русская культура была более многокрасочной и более яркой. Новый художественный мир Киевской Руси являлся глубоко оригинальным творением русского народа. С крещением Руси стало развиваться письменность и грамотность. Вместе с деятелями церкви из Византии пришли писцы, переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг. Появились школы, которые были открыты со времен Владимира Святославовича при церквах и монастырях, позднее появились школы и для девочек. Так, сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь и открыла при нем школу. Монастыри, храмы – стали центрами письменности, грамотности. Появление большого числа грамотных людей способствовало появлению древнерусской литературы. Главное место занимают в ней – летописи. Историк В.О. Ключевский писал: «Летописи занимают главное место среди литературных памятников за большую половину нашей истории; они передают явления, которые, плывут по поверхности жизни, давая ей тон, направляя или своим течением указывая то направление, какое принимает жизнь». Первым известным литературным произведением «Слово о Законе и благодати» написанное Илларионом, первым русским митрополитом. Сам митрополит Илларион был хорошо образован, много читал, знал Священное Писание – Библию и Евангелие. Летописи писались сначала как хронологии важнейших событий, но так как писали их монахи (считается, что летописи писали монахи Десятинной церкви Киева), эти хронологии обрастают личными впечатлениями, впечатлениями окружающих и превращаются в художественные и исторические произведения. В XII веке монах Киево-Печорского монастыря, Нестор создал летопись, которую назвал «Повесть временных лет». В ней он поставил вопрос: «Откуда есть, пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля есть стал». Своим повествованием Нестор отвечает на этот заданный вопрос. В XII веке появляется знаменитое «Поучение Владимира Мономаха» - первые воспоминания о прожитой жизни. Наивысшим достижением литературы Руси стало «Слово о полку Игореве». В центре повествования лежал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославовича, главная мысль – славен тот, кто выражает интересы родной земли. Целый мир русской жизни раскрывался в былинах. Их главные герои – богатыри, защитники народа: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Волхв Всеславич. Логическим явлением, с переходом к христианству, было строительство Киевской Руси. Строительство и украшение храмов отображало стремление князей объяснить свое могущество пожеланиями бога. Строительство было монументальным. О Киевско-Софийском соборе, воздвигнутом при князе Ярославе, современник писал: «Дивна всем окружающим им странам». Все 13 глав этого собора не находят себе прообраза ни в Византии и ни в какой другой христианской стране. Греческие зодчие принесли на Русь замечательное и давно отстоявшееся искусство. Но под влиянием местных традиций, отвечая вкусам заказчиков, находясь в общении с русскими мастерами, они строили русские храмы. Своим многоглавием, открытыми галереями, постепенным ступенчатым нарастанием Киевский храм вносил коррективы в монолитность византийского зодчества. При строительстве храм не был побелен. Кирпич, из которого он был выложен, чередовался с розовой цемлянкой, что придавало ему нарядность. Внутри 12 мощных крестообразных столбов расчленяют огромное пространство. По стенам сияли золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами, то затухающими, то вспыхивающими красками. Это был шедевр «мерцающей живописи». Над головою молящихся в главном куполе был изображен Христос. В простенках вереница святых, словно парящих в воздухе, а в централе абсиде (простенке) богоматерь с воздетыми к небу руками. Пол был покрыт мозаикой. Кроме «мерцающей живописи» храм был украшен живописью обычной – фресками, прославляющими княжескую власть. С закатом Киевской Руси дорогостоящая мерцательная мозаика была заменена фреской. «Фреска подкупала русских художников не только более гибкой техникой, но и более плотной палитрой никак не связанной с имеющимися под рукой набором мозаичных кубиков. Тем самым фреска допускала более реалистичное изображение». Уже в конце XII во фресках Кирилловского монастыря в Киеве в лицах святых, с большими глазами, окладистыми бородами появился неповторимый русский отпечаток. Таким образом, с принятием христианства на Руси, вся культура пережила глубокие перемены. Христианское искусство было подчинено задачам воспевания бога, подвигов святых. Все, что мешало божественному предначертанию искусства, церковь преследовала и уничтожала. Однако, и в рамках строгого церковного искусства, русские скульпторы, живописцы, музыканты создавали произведения, которые продолжали народные традиции. Большого мастерства достигли ювелиры. С особым мастерством они украшали оклады икон, а так же книги, которые в то время были редкостью и представляли ценности. Киевскую Русь сменил период раздробленности. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях, Русь сохранила свои лучшие традиции в становлении культуры, которая основывалась по-прежнему на христианской вере. Во всех княжествах, во всех городах работают русские зодчие, художники, мастера. Имена многих дошли до нашего времени. При всем различии художественных местных школ все русские мастера сохранили во всем многообразии русское единство. Все их работы обладали общими чертами, при сохранении местных особенностей. В княжеских городах возникают одноглавые, четырехстопные или шестистопные храмы, кубом вросшие в землю. Их объемы невелики. Каждый храм образует массив без галерей и лестничной башни. Исчезла декоративная полосатая кладка. Шлемообразный купол виден издали. Храм – как твердыня. Православные шедевры соединяют в себе зодчество, живопись и ваяние. Примером развития искусства стал в это время город Владимир, в который перенес княжескую сын Юрия Долгорукого от брака с половецкой княжной Андрей Боголюбский. При нем город стал очагом русской культуры. Владимирский, Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли – величайшие шедевры этого периода. Перед ними русский человек должен был испытывать волнение. В них соединилась ясность и стройность, гармония с окружающим пейзажем. Успенский собор воздвигнут на круче реки. Видимый отовсюду, он, как бы, парил над городом. Внутри все ослепительно сияло золотом, серебром и драгоценными камнями. Через два века после постройки храма великий Рублев украсил его фресками. Эти храмы отличались от тех, что строил Юрий Долгорукий. Вместо грузного куба устремленная вверх церковь. Икон XII-XII веков, связанных с Владимиро-Суздальским княжеством осталось немного. Но среди них имеются шедевры: «Деисус» (по-гречески моление или прошение), «Дмитрий Салунский». С изгнанием монголо-татар начинается возрождение и подъем Руси, а с ним развивалась и русская культура, которая была пронизана идеями христианско-православной церкви.
3. Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства.
Церковь в период борьбы с татаро-монголами играла немаловажную роль в объединении русских сил против врага и развивала объединительные тенденции в образовании Русского государства. В первую очередь все эти явления и тенденции отразились в литературе. На смену летописям приходит создание крупных исторических сочинений. В них обосновываются идеи обороны страны, борьбы за независимость и единства. Появляются жития сказания и хождения (описание путешествий). Жития – это повествования о жизни святых. Их героями становились люди, которые являлись примером для других. Таким было «Житие святого Александра Невского». Известностью пользовались «Жития Михаила Ярославовича», который был растерзан в Золотой орде и «Житие Сергия Радонежского». Популярными становятся сказания, посвященные крупным историческим событиям. Например, рассказ о Куликовской битве «Задонщина». Возрождение Руси начиналось со строительства храмов. Храмы в то время были источниками высокой нравственности. Мудрости, стойкости, любви к Родине. К концу XVI века зодчество переходит повсеместно от деревянного к белокаменному и краснокирпичному строительству. Иван III венчая свои усилия по созданию могучей и единой державы, заменяет кремлевские стены времен Дмитрия Донского на красно-коричневый Кремль с 18 башнями. Московский Кремль – плод совместного творчества итальянских и русских мастеров. Итальянец Аристотель Фиораванти прежде чем приступить к созданию Успенского собора Кремля съездил во Владимир посмотреть каков тамошний Успенский собор. Как свидетельствуют летописи, Фиораванти научил русских мастеров более совершенной выделке кирпича и составлению особых известковых растворов. Взяв за основу общую формы Успенского собора во Владимире, аркатурный пояс посередине его стен и колонны, он спрятал абсиды (алтарный выступ) за мощные угловые пилястры (прямоугольный вертикальный выступ на поверхности стены), что придало главному фасаду строгий, стройный, величественный вид и добился слитности пятиглавия, выражающее единство и могущество Русского государства. Одновременно было решено внутреннее убранство собора. Огромный торжественный зал, массивные круглые столбы, поддерживающие купола. Собор предназначался для венчания государей на царство. Архангельский собор, служивший усыпальницей русских царей, строил соотечественник Аристотеля Алевиз Новый. Не смотря на то, что он пятиглавый, этот торжественный и нарядный храм напоминает двухэтажное здание типа «палаццо» с необычным на Руси карнизом. Следует признать, что смешение в его архитектуре разнородных принципов не позволяет рассматривать его как единое целое. Псковским мастерам обязан Кремль храмом поменьше: Благовещенскому и Ризположения. Благовещенский собор был возведен на высоком подклете ( белокаменном цокольном этаже) и окружен обходной галереей – гульбищем. Украсили его снаружи узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым «бегунцом». В это время, сначала в Новгороде, а затем, в Москве писал иконы прославленный Феофан Грек. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля – великое произведение искусства Феофана. Кроме Феофана над росписью Благовещенского собора работали Прохор, старец с Городца и чернец Андрей Рублев. Андрей Рублев считался при жизни выдающимся мастером иконописи, но подлинная слава пришла к нему после смерти. Ошеломляющее впечатление произвело на зрителей раскрытие иконы Рублева «Троица». «Троица» находилась тогда в Троице-Сергиевой лавре в Троицкой церкви. Раскрыли ее в 1904 году, когда нашлись письменные источники, которые подтверждали, что икона написана самолично Андреем Рублевым. Новая Россия складывалась как единое и централизованное государство, в котором церковь была тем ядром, вокруг которого происходило сплочение. Идею царя как ставленника божьего, церковь поддерживала и внедряла в народное сознание. Культура того времени стояла на службе у церкви и самодержавия. Наиболее развитые виды русского искусства: зодчество, иконопись, литература утверждали идеи единого государства и самодержавия. Благодаря поддержке церковью процесса централизации, Русь выдвинулась на международную арену, вернула себе место среди крупных европейских держав. Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, эпоха Ивана Грозного, опричнина, войны, расправы с боярами – все это нашло отражение в дальнейшем развитии культуры. Создание централизованного государства, реформы управления требовали все большего количества образованных людей. Церковь теряет монополию в организации образования. Появляется светское образование. Печатаются учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую грамматику составил Максим Грек. При Иване Грозном впервые некоторых способных молодых людей стали посылать в Константинополь для изучения греческого языка. В богатых домах стали появляться библиотеки. Иван грозный обладал огромной библиотекой, но после его смерти она исчезла. Где она находится, до сих пор является исторической загадкой. Важной вехой в истории русского просвещения для дальнейшего развития всей культуры стало появления книгопечатания. В 1564 году напечатал свою первую книгу русский первопечатник Иван Федоров. Это был «Апостол» - сборник, содержащий тексты из Библии. Переехав в Белоруссию, затем на Украину позднее он издал первую славянскую «Азбуку». Среди произведений литературы в XVI веке выделяется книга «Домострой». Ее автором был Сильвестр. Под руководством митрополита Макария и самого Ивана Грозного создавались летописи и исторические сочинения, в которых проводились идеи самодержавия и преемственности русских царей от византийских императоров. Был издан Лицевой летописный свод. Согласно этой летописи, вся русская история вела к власти Ивана IV. Идеи божественного происхождения царской власти отражена в Степенной книге, в которой шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей. В XVI веке появляются первые публицистические произведения, написанные на волнующие в то время темы. Таким произведением стала челобитная, поданная царю Иваном Пересветовым, в которой призывал царя к решительной борьбе за укрепление власти или переписка с царем князя Курбского. Появляются новые веяния в архитектуре, иконописи, музыке.
До кого дошло, Стас ( привет, старик - рад тебя "видеть")? Да я настолько забыл, что существует религия, что бессознательно стал выполнять определенные ритуалы. Например - утренний кофе. Вполне заменяет молитву...что-то общее в этом есть.
Физкульт ПРИВЕТ! Георгий,рад слышать тебя в прямом эфире.))) Утренний кофе-привычка,молитва кто действительно молиться (это единицы)-разговор с Богом.Вот и вся разница.
Наши храмы, наши монастыри, наши иконы, наши богослужения!!! Андрей Рублёв, например. Лепота!
Сергей, не отрицаю я этого. Но я имел в виду то, что для светской, обычной жизни. Разве русскому народу было чуждо познание реального мира?
ЦитатаСтахий ()
Московский Кремль! Славяно-греко-латинская академия!
Так кто строил Кремль? Итальянцы, Фиоравенти (Фиораванти) всякие, память добрую оставили. То, что в 18 веке, да, Казаков, Баженов. Но это уже отражение западных стилей барокко, ампир, классицизм, прочее.... . Кстати, 14 корпус Кремля (тот что был виден с Красной площади), снесён. Просто кому-то в левую пятку пришла мысль сделать это, ни с кем не советуясь. Там будет новодел. Если вам всем пофиг, то мне нет!
Цитатаnoname373 ()
Святые Кирилл и Мефодий!
Создали письменность, благодаря которой. восточные славяне были изолированы от той мудрости, что была изложена по латыни или по гречески. Хотели изолировать от западной "ереси", а изолировали от мировой культуры.
Цитатаnoname373 ()
Если бы не Православие, мы бы с деревьев бы не слезли! Православие сделало из нас людей!
Западные братья-славяне, тоже христиане, не меньше чем мы, как-то избежали подобной "благодати" живут в красивых городах, богатых культурой.
А почему они забыли изобрести для полноты святости слявянскую "численность"?
Укажи мне хотя бы на одну православную страну, которая была бы передовой! Греция, пока была античной страной, была локомотивом цивилизации, как перешла в ортодоксную веру, стала помойкой проходным двором для всяких завоевателей.
Сообщение отредактировал сергей-мск - Воскресенье, 04.02.2018, 22:16
Но я имел в виду то, что для светской, обычной жизни.Разве русскому народу было чуждо познание реального мира?
Почитайте спойлер.
Цитатасергей-мск ()
Хотели изолировать от западной"ереси", а изолировали от мировой культуры.
Невежество. В то время Церковь была единой ещё. И русские получили византийскую и мировую культуру.
Цитатасергей-мск ()
Западные братья-славяне, тоже христиане, не меньше чем мы, как-то избежали подобной "благодати"живут в красивых городах, богатых культурой.
А мы бедные культурой, ага. Не смешите.
Цитатасергей-мск ()
Греция, пока былаантичной страной, была локомотивом цивилизации, как перешла в ортодоксную веру, стала помойкой проходным двором для всяких завоевателей.
Рим тоже был завоёван, пришли варвары. Даже язык латинский как разговорный, канул в Лету. Православие или смерть!
не верю, что ты стоишь всю службу от начала до конца.
Иди в монастырь трудником дня на три хотя бы, на любую работу, на монастырскую постную кашу, на каждодневные - утренние и вечерние - службы, тогда будет о чем поговорить с тобой. А так - диванный верующий, сладко ядущий, сладко спящий - это не подвиг. Галоперидол можно глотать и в монастыре, при труде во имя Господа, в Его честь и славу.
Хвалебные оды, материал чисто пропагандный. лишённый фактуры.
Цитатаnoname373 ()
Невежество. В то время Церковь была единой ещё.
Увы, уже нет. В 1054 году раскол, тлеющий века полтора, оформился окончательно.
Цитатаnoname373 ()
И русские получили византийскую и мировую культуру.
А что это моравский князь отверг кириллицу, вроде для него придуманную?
Цитатаnoname373 ()
А мы бедные культурой, ага. Не смешите.
Скажи тогда, почему университеты разные чуть ли не дубиной внедрялись? Русской культуре, которой мы обязаны, три столетия. К сожалению. И только благодаря петровским реформам.
Цитатаnoname373 ()
Рим тоже был завоёван, пришли варвары.
Если бы Пётр не создал современную армию европейского типа, Россию ждала бы подобная участь.
Цитатаnoname373 ()
Даже язык латинский как разговорный, канул в Лету.
Остался неизменным. Как письменный. Знающий латинские буквы без труда прочтёт то, что написано две тыщи лет назад:
Даже язык латинский как разговорный, канул в Лету.
Он служит науке, медицине. Послужил основой даже для славянских языков, благодаря чему народы хорошо воспринимают написанное соседями на других языках.
Даже на примере Турции мы знаем, что благодаря латинице, она никогда не станет добычей исламистов. Несмотря даже на усилия разного рода Эрдоганов. Кемаль Ататюрк в 20х годах вышиб всякую надежду, устранив идейную основу, всего лишь при жизни одного-двух поколений.
Сообщение отредактировал сергей-мск - Вторник, 06.02.2018, 00:43
Если бы не Православие, мы бы с деревьев бы не слезли! Православие сделало из нас людей!
Наоборот. Свободных людей православие, лексикой христиан, превратило в стадо послушных, забитых, неграмотных овец, ведомых бородатыми козлищами ( я правильно освоила лексику?). За 700 с лишним лет Русь, Московия не дала миру ни одного ученого, ни одного поэта. ни одного писателя...и это ты, нонейм, называешь православным благом? Как ни странно, именно никонианский раскол, который организовала новая, царствующая династия положила начало сближение с той культурой, достижениями которой было обделено православное население Руси -России. И хотя доступ к наукам получило господствующее сословие, к грамоте стал приобщаться и простой люд, а некоторые достигли и высот в науках, такие как Ломоносов. Так что я согласна с мнением, что православие - это проклятие России, а не благословение.