Князь Александр Невский. Канонизация
|
|
Михаил | Дата: Вторник, 18.06.2013, 14:37 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. - Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры. - Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. - На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. Здесь
|
|
| |
Михаил | Дата: Вторник, 18.06.2013, 14:47 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| О святости Александра Невского говорил и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Для меня критерий истины - предание. Более двух тысячелетий передается вера в Христа. Предание - это живая традиция, некая норма, которая и есть критерий истины. Каждый человек несет на себе грех и несовершенство, имеет слабости. Но если о нем сохраняется немеркнущая легенда, личность проходит через такое очищение, проверенное разумом народа, что меркнут и самые жесткие исследования… Много было в России исторических личностей, но они не вошли в кровь народа, а авторитет Александра Невского с годами возрастает, что я соотношу со святостью… Как бы ни иронизировали по поводу его побед, он был замечательным полководцем и государственным деятелем, удержавшим страну от нашествия, когда она уже была в оккупации, сумевшим сохранить народное сознание, силу оказать противоборство другой стране». По мнению Патриарха, избрав Александра Невского «Именем России», наша страна очертила свой национальный идеал и «политическое целеполагание». Здесь
|
|
| |
Михаил | Дата: Вторник, 18.06.2013, 14:52 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Почитание великого князя Александра Ярославича Невского как святого в православии началось, по всей видимости, сразу же после его кончины. Известно, что в духовном завещании 1256 года великий князь московский оставил сыну своему Дмитрию Донскому икону «Святой Александр». К святым на Руси отношение было во все времена самое строгое. Даже больше — требовательное. Случайных людей в Русской Православной Церкви не канонизировали. Традиционно ряды святых пополнялись выдающимися личностями из княжеских родов — прославленными воителями или страдальцами за единство земли Русской. Среди них — Владимир Святой, креститель Руси, князь Владимир Новгородский, великий князь Мстислав Киевский, князь Всеволод Псковский, былинный герой Илья Муромец, великие князья Андрей Боголюбский и Георгий Ростовский, князь Василько Ростовский, мученик Меркурий Смоленский, князья Василий и Константин Ярославские… Но все же нет среди них более почитаемого святого из числа ратоборцев, чем великий князь Александр Ярославич Невский. Князь-воитель и государь Владимиро-Суздальской Руси здесь первый среди равных. Впервые вопрос об установлении общецерковного почитания святых в Русской Православной Церкви решался на Церковном соборе 26 февраля 1547 года, созванном митрополитом Макарием. Собор состоялся через 40 дней после венчания Ивана IV Васильевича Грозного на Московское царство. В своем обращении к Церковному собору юный царь Иван Васильевич сказал: «Взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство со многих времен при прародителях наших сокровенно и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославлены Богом».
Среди других святых Церковный собор 1547 года установил общецерковное почитание Святого Александра Невского и составил его «Житие», службу и похвальное слово. Днем празднования Святого Александра было установлено не 14 ноября, день его кончины, а 23 ноября, день его погребения во Владимире. Таким образом, прославление Святого Александра Невского сначала совершалось без особого на то церковного акта. В 1380 году он был прославлен Русской Православной Церковью, но почитался лишь во Владимирской епархии. Собор же 1547 года установил общецерковное почитание князя-воителя средневековой Руси. Хорошо известно «Житие Александра Невского», которое дошло до наших дней в русской летописи XV столетия. Это так называемая Вторая псковская летопись, которая датируется приблизительно 1486 годом. Полностью ее название звучит так: «Повесть о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра». Хранится она в Синодальном собрании Государственного исторического музея в Москве. Перевод этой древней русской рукописи на современный русский литературный язык сделал известный отечественный историк Ю. К. Бегунов. Он сумел сохранить всю красоту этой воинской повести — «Жития» Александра Ярославича Невского. Каждая буква в слове прочерчивалась и запечатлевалась на века. Рукописи всегда были драгоценными, настоящими сокровищами. Они тщательно береглись от огня и сырости, от злого умысла «ворога». Рукописи в Древней Руси писались для грядущих столетий, для медленного и любовного чтения. Через них историческое прошлое нашего Отечества становилось исторической памятью поколений живущих людей. Все это в полной мере относится к «Житию» великого князя и прославленного полководца Александра Ярославича Невского. Здесь
|
|
| |
Михаил | Дата: Вторник, 18.06.2013, 15:02 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Семирадский Г. Кончина Александра Невского
Церковное почитание святого князя началось сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, впоследствии неоднократно дополненное. Канонизация князя Александра Невского состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся поместно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения».
один из самых почитаемых воинских орденов Российской Империи, орден Александра Невского, учрежденный Петром I
Самый знаменитый храм болгарской столицы Софии — собор Александра Невского — воздвигнут в память о русских солдатах, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. Здесь
|
|
| |
Михаил | Дата: Вторник, 18.06.2013, 21:49 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1757
Статус: Offline
| Александр Невский занял первое место в телевизионном проекте2009г. «Имя России». Опередил Столыпина и Сталина. Логично, что любимцы определенного количества нашего народонаселения оказались рядом в списке. Можно провести аналогию Александр Невский – Сталин. Тот и другой были вождями в трудно время – татарское иго – ВОВ 1941-1945гг. Современники кардинально не сходятся по определению роли этих людей в истории нашего государства Методы их деятельности также вызывают вопросы. Сколько вызовов было у молодого князя, какие грозы сгустились над нашим Отечеством. Он блестяще со всем справился. Запад и Восток не смогли захлопнуть на Руси свои «жаркие объятия». «Друг всех народов» помимо того, что преодолевал трудности…сам же их и создавал со товарищи.. Имя князя обросло мифами, легендами, о нем сложено «Сказание…», но его ратные и жизненные подвиги остались навеки не только в официальной истории, но и в народной памяти. Сталин оказался «живее всех живых», не помог даже вынос его тела из Мавзолея. Постоянно гуляющий миф…если бы не он то…по прежнему довлеет на постсоветском пространстве. Споры о принятие «помощи» Орды князем, вражда с братом Андреем, ничтожность его побед – не умаляет ни на йоту величия этого СВЯТОГО. Плохое все равно рано или поздно вскрылось бы. О методах управления сталинской эпохи написаны горы литература. Как бы современные воздыхатели о любимом прошлом не пыжились…это время уже не вернуть.
|
|
| |
|