Переживание реальности существования Бога зависит от убежденности верующего в своей собственной уникальности. На этом построена вся духовная жизнь: личное благочестие, персональный теосис, индивидуальная ответственность перед Богом, чистота и правильность веры и т.п. - чем больше этим всем заморачиваться, тем сильнее чувство Бога. Даже когда начинается разговор о смирении, греховности, то это тоже личное измерение, предполагающее свою исключительность даже в самоуничижении: "я смиряюсь, я грешен, я - последний среди всех" и т.п.
Эгоцентрическая референция колоссальной силы, так хорошо наблюдаемая у верующих, позволяет выдавать этот индивидуальный опыт переживания реальности Бога за объективную данность: если есть я, то есть и Бог (по сути, это одно и то же с "я существую благодаря Богу") - мысль, очень часто выражаемая верующими в том или ином виде.
Такие верующие будут существовать до тех пор, пока невозможно публично верифицировать опыт переживания реальности Бога, то есть доказать реальность Бога. А доказать религиозный опыт невозможно.
Вместо этой публичной верификации осуществляется объединение с верующими единомышленниками, которое будто бы демонстрирует истинность веры: если есть мы, то есть и Бог.
Для выражения этой веры необходимы религиозные убеждения, представляющие собой риторические игры, построенные на эмоционально нагруженных концептах чувств, которым верующие приписывают особую значимость, то есть все возвращается к той же убежденности в своей уникальности и особом, исключительном, значении собственного религиозного опыта. Под этими убеждениями каждый формально относящийся к одной группе верующих, понимает что-то свое - это хорошо демонстрирует мой любимый пример с двумя-тремя православными, которых нужно собрать вместе и начать с ними беседу о "единственном" истинном православии...
Что мы имеем: (1) иллюзия собственной исключительности, отсюда (2) иллюзия существования Бога, далее (3) иллюзия идентичной групповой веры, которая выражается в эмоциональных убеждениях, (4) иллюзорно разделяемых той или иной группой единоверцев, то есть сама группа единоверцев - это иллюзия, нужная каждому для усиления уверенности в реальности его персонального "Бога".
UPD. Резюме. Из повышенного интереса к себе и желания особых перспектив и возможностей для себя появляется опыт познания Бога. Следующий шаг: проецирование своего внутреннего Бога на реальность. Затем - общее стремление людей, желающих выделить себя, выдать все индивидуальные проекции за общего Бога, существующего в реальности, чтобы убедить себя же в том, что каждый из них прав насчет себя.
Источник |