По поводу и без... Суббота, 18.11.2017, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
События [6]
День в истории [3]
Размышления [9]

Новое на форуме
  • 100 лет войны. Возможно ли примирение? (273)
  • Вера. Осознанный выбор (116)
  • Мы жаждем адекватных собеседников (57)
  • Интересное кино, любимые фильмы и актёры (99)
  • Столетие Великого Октября (42)

  • Сегодня в блогах
    [11.11.2017][Позиция]
    Пределы цинизма (31)
    [04.11.2017][Блог Ириды]
    Зачем нужно хоронить Ленина... (15)
    [04.11.2017][Блог Ириды]
    Праздник (7)
    [02.11.2017][Блог Иглы]
    Стоило ли Синоду "отлучать" Толстого от Церкви ( по следам одной полемики) (13)
    [31.10.2017][Блог Ириды]
    Три девицы... (29)

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » История » Размышления

    История в художественных полотнах. Изгнание иудеев из Испании


    Эмилио Сала-и-Франсес, «Изгнание иудеев из Испании»
    Предыстория

    Сердце христианского младенца

    Еврей Бенито Гарсия из местечка Ла Гуардия был вынужден насильственно принять христианство приблизительно в 1460 году. Он зарабатывал на жизнь, путешествуя по всей Испании и продавая шерстяную одежду. В конце 1490 года Бенито возвратился домой после длительного отсутствия. По дороге он заглянул в местный трактир. Компания забулдыг, сидевшая в трактире, стала рыться в его мешке, намереваясь ограбить Бенито, и нашла среди его вещей гостию – небольшой хлебец, который используют в католической литургии. Согласно законам того времени, человеку запрещалось иметь в своем распоряжении подобные предметы, и забулдыги донесли на Бенито Гарсия местным властям, получив щедрое денежное вознаграждение.

    Гарсия арестовали по обвинению в краже предмета священного культа, и он предстал перед местным судьей Педро де Виллада, известном своими связями с инквизицией. Де Виллада, который мечтал продвинуться по службе и получить должность инквизитора, тут же учуял потенциал, содержавшийся для него в этом деле, и обвинил несчастного конверсо («нового христианина»), угодившего к нему в когти, в том, что тот возвратился в иудаизм и украл хлебец, дабы использовать его в особо опасном колдовском обрядке, во время которого евреи берут сердце христианина и произносят над ним заклинание, призванное наслать на всех христиан безумие и смерть.

    Гарсия отказался признать свою вину и был приговорен к 200 ударам и особо изощренной пытке: его привязали к стулу десятками тонких струн, впивавшихся в его плоть. Гарсия не выдержал ужасной боли, которую причиняла ему пытка, и признался, что все годы был добрым христианином, но в последние пять лет стал тайно соблюдать заповеди иудаизма. Де Виллада потребовал от него выдать сообщников, и Гарсия назвал имена семерых товарищей, пятеро из которых были «новыми христианами» из Ла Гуардии: Хуан де Окния и четверо членов одной семьи – Алонсо, Хуан и Лопе Франко и их отец Гарсия. Вместе с ними были арестованы и двое евреев: Йосеф Франко из Темблеке и Моше ибн Нахмиас из Саморы. Всех восьмерых перевезли в город Сеговию, где они ожидали начала судебного процесса.

    Во время пребывания в тюрьме Йосеф Франко, который чувствовал, что конец его близок, попросил исповедоваться перед раввином. Его просьба была исполнена, но вместо раввина к нему подослали переодетого монаха, чтобы тот разговорил его и добыл новые сведения. Уловка принесла плоды: переодетый монах засвидетельствовал, что во время исповеди Йосеф признался, используя тайные заклинания на иврите, в ритуальном убийстве христианского ребенка. Так инквизиторы добились нужного признания, и в августе 1491 года был подписан приказ об аресте всех восьмерых. Они обвинялись в колдовстве и измене католической вере. В обвинении значилось, что они похитили гостию, чтобы надругаться над ней, как и над сердцем убитого ребенка, в Страстную пятницу – день, когда был распят Христос. Там также говорилось, что обвиняемые намеревались наслать на всех христиан бешенство во время еврейской Пасхи, дабы учение Моисея сохранилось на земле, а христианское учение было уничтожено. Злоумышленники также собирались – как утверждали инквизиторы – завладеть всем христианским имуществом и искоренить христианскую веру.

    Кроме противоречивых и неточных показаний, данных Бенито Гарсия и Йосефом Франко, обвинение основывалось и на ранних антиеврейских трудах, таких как сочинение испанского теолога Альфонсо де Эспина «Цитадель веры», в котором целая большая глава посвящена ритуальному убийству, что практиковалось у евреев Англии и Франции.

    После того как приговор был зачитан, Йосеф Франко закричал, что это – самая великая ложь в мире, но ни ему, ни другим обвиняемым не было позволено сказать своего слова. Защита, которую суд предоставил им, предназначалась лишь для отвода глаз, и только спустя четыре месяца после суда Франко было разрешено ответить на обвинения. Он говорил о двух «признаниях», которые были добыты у него обманом и вымогательством. Первое было получено от него в тюремной камере. Согласно этому «признанию», некий врач-еврей рассказал ему, что попросил Бенито Гарсия добыть немного священного хлеба для еврейского магического обряда. Гарсия согласился, похитил ключи от церкви в Ла Гуардии, украл оттуда хлебец и передал его врачу. Похитив хлеб, Гарсия встретился со своими сообщниками в пещере неподалеку от Ла Гуардии, и там они строили планы, как добыть сердце христианина. Спустя некоторое время Алонсо Франко, один из обвиняемых, принес нужное сердце. Злоумышленники вновь встретились в пещере и устроили там сеанс черной магии, во время которого заколдовали глав инквизиции, чтобы те не могли приговорить их к заслуженному наказанию. Во втором «признании» Франко описал убийство ребенка.

    Он рассказал, что тот был доставлен в пещеру и распят, в то время как все присутствующие проклинали его и Иисуса. Важно отметить, что вплоть до сегодняшнего дня не было найдено ни единого достоверного свидетельства о существовании этого ребенка. Несколько лет спустя после описываемых событий нашлись такие, кто утверждал, что это был Хуан, сын Алонсо де Пасмонтеса и Хуаны де ла Гиндера. В 1544 году возникла новая версия, согласно которой ребенка звали Кристобаль, и он был сыном слепой женщины из Ла Гуардии. Так или иначе, тот факт, что во время судебного процесса не поступало никаких сведений о том, что где-либо в округе исчез ребенок, не очень волновал следователей. Они пытались добиться от Франко ответа, откуда был привезен ребенок, но Франко, разумеется, не мог вразумительно ответить на этот вопрос. Следствию удалось добыть искомые сведения из «признаний» Хуана де Окния и Бенито Гарсия о распятии ребенка. Инквизиция устроила все обвиняемым очную ставку, чтобы добиться от них общего признания, которое было направлено в суд Саламанки. Тамошние инквизиторы признали виновным во всем Йосефа Франко.

    На втором дознании, в ноябре 1491 года, Йосеф Франко сообщил, что ребенка привел в пещеру Хуан Франко. Тот якобы нашел его возле кафедрального собора в Толедо. Тогда следствие устроило еще одну очную ставку, которая состоялась 16 ноября, и сразу же после нее был созван суд. Все восьмеро обвиняемых были признаны виновными и преданы сожжению.

    «В том же месяце, когда их величества (Фердинанд и Изабелла)» — издали указ, по которому все евреи должны были быть высланы из королевства и его владений, в том же месяце они отдали мне приказ предпринять с достаточным количеством людей экспедицию для открытия пути в Индию». Так начинает свой дневник Христофор Колумб. Изгнание, о котором он упоминает, было таким катаклизмом, что с этого времени 1492 г. стал почти таким же важным в еврейской истории, как и в истории американской. 30 июля этого года вся еврейская община (около двухсот тысяч человек) была изгнана из Испании.

    Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — изгнание евреев из Испании указом правящей королевской четы Фернанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре, (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем иудеям Испании в трёхмесячный срок креститься или покинуть пределы страны, оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Оттоманскую империю, страны Северной Африки.

    Для евреев это событие стало чудовищной национальной катастрофой. Кровавый навет Ла Гуардии оказал решающее влияние на социальные процессы в Испании. Отношение к «новым христианам» и евреям изменилось в резко отрицательную сторону и достигло крайней ненависти. Все это дает нам возможность представить, какова была социальная и религиозная атмосфера в Испании за несколько месяцев до того, как король Фердинанд и королева Изабелла издали эдикт об изгнании евреев. Яркие доказательства этому можно найти в исторических исследованиях, которые показывают, что кровавый навет хотя и начался спонтанно, но попав в руки инквизиции, был тщательно продуман и распланирован как обвинительный приговор против всех евреев Испании, а особенно против тех из них, кто недавно принял христианство. Апогеем навета был не сам показательный суд еретиков, а повальное обвинение «новых христиан» и их братьев евреев в том, что они подкапываются под самые основы христианской веры.
    Евреи были представлены как те, кто подстрекает «новых христиан» к бунту, а еврейская община – как потенциально опасная для Испанского королевства. Инквизиция стремилась доказать, что пока евреи живут среди христиан Испании, существует социальная и религиозная основа для их тлетворного влияния на «новых христиан» с целью возвратить их в лоно враждебного христианам иудаизма.
    Изгнать евреев было давней мечтой испанской инквизиции, возглавляемой Фомой Торквемадой. Он верил, что, пока евреи остаются в Испании, они будут влиять на десятки тысяч обращенных в христианство соплеменников, побуждая тех честно исповедовать иудаизм. Фердинанд и Изабелла отвергали требование Торквемады об изгнании евреев вплоть до января 1492 г., когда испанская армия разбила мусульманские войска в Гранаде, вернув тем самым под власть христиан всю Испанию.

    Закончив свою главную задачу — объединение страны, — король и королева решили, что теперь можно и изгнать евреев. 30 марта , сразу же после окончания реконкисты короли обнародовали указ об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагона , который вступал в силу через четыре месяца. Этот короткий срок был очень выгоден всем испанцам, так как евреи были вынуждены продавать свое имущество по фантастически низким ценам. На протяжении этих лихорадочных месяцев доминиканские патеры активно уговаривали евреев перейти в христианство и таким образом получить спасение как в этом мире, так и в ином.
    Ни сам эдикт, ни иные законы тогдашней Испании не предусматривали ни смерти, ни какого иного наказания за отказ от крещения не предусматривали. Но т.к. эдикт делал иудеев беззащитными от посягательств на их жизнь и имущество, те, кто не захотел уехать крестились, хотя часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм. С точки зрения тогдашнего права, такие люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду Инквизиции, который как правило, карал за это сожжением на костре.

    Попытки иудеев обманом сохранить свою традиционную веру, притворяясь крещенными христианами легко раскрывались, т.к. соблюдение иудаистстских обрядов требовало некоторых очевидных атрибутов — хранения в доме торы и отказа работать (и вообще что либо делать) в субботу. Благодаря этим знакам Инквизиция успешно выявляла и наказывала клятвопреступников.

    Точное число изгнанников, лишенных имущества и вынужденных покинуть страну, в которой их предки жили более 1500 лет, не может быть установлено и оценивается разными историками от 50 тысяч до 150 тысяч и более. Тем не менее, число избравших крещение было велико — до 50 тысяч. Число погибших — до 20 тысяч.

    Согласно генетическим исследованиям Лидского университета проведенным в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни).
    Категория: Размышления | Добавил: Ириda (07.04.2015)
    Просмотров: 236 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 2
    2  
    Цитата
    Подозреваю, что попытки более тщательно разобраться могут привести к излишнему накалу страстей на этом сетевом ресурсе.

    Кстати, очень интересная  тема.  А почему  "на этом сетевом  ресурсе"   накал страстей  предполагается  излишним?  Разве  у нас тут  общество  анонимных  антисемитов?

    1  
    Это отдельная большая тема: история изгнаний евреев из различных стран. Подозреваю, что попытки более тщательно разобраться могут привести к излишнему накалу страстей на этом сетевом ресурсе.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа


    Поиск

    Последние статьи
    [12.11.2016][Размышления]
    Любовные грехи на фоне истории (1)
    [09.07.2015][Из истории вещей]
    12 тонкостей русского языка (1)
    [07.04.2015][Размышления]
    История в художественных полотнах. Изгнание иудеев из Испании (2)
    [08.02.2015][Размышления]
    История в художественных полотнах.С. Д. Милорадович, 1885 год, «Суд над патриархом Никоном» (1)
    [08.02.2015][Размышления]
    История в художественных полотнах.А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком». (0)

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz