По поводу и без... Четверг, 25.04.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Позиция [193]
Блог Ириды [123]
Блог Михаила [72]
Блог Странствующего [11]
Блог Сергея-мск [17]
Новости блогосферы [9]
Блог ShorArdan [13]
Блог Валентины [16]
Блог Дона Румата [3]
Блог Mistera-poddelkina [7]
Блог Иглы [5]
Блог Вихрова [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


16:18
Многослойная ересь
Это – придуманная мной гипотетическая схема зарождения и распространения христианства. Возникла под влиянием аналогичного поста stzozo.

1. Иисус из Назарета. Возможно, прошел разные этапы как публичный деятель. Вначале — энтузиаст-идеалист и пророк, харизматик, имеющий репутацию то ли чудотворца, то ли сумасшедшего, претендующий обратить евреев в свою версию иудаизма, в значительной мере гуманизированную и мистическую. Но, потерпев неудачу, впадает в депрессию, в мире начинает видеть сплошное зло («царство архонта мира сего»), всё чаще «улетает», вызывая у себя состояние транса и погружаясь в медитацию «иного мира», «дома Отца» и т.п. Страдает перепадами настроения от сентиментальной кротости и умиления до вспышек безудержной ярости (как во время погрома в храме) включительно. Маниакально-депрессивный психоз? Однако его восторженные поклонники, которых впрочем становится всё меньше, усматривают в подобных эксцентричностях лишь еще один аргумент в пользу «божественности» Учителя. А Учитель окончательно становится непредсказуемым и неуправляемым. В конце концов его приговаривают к смертной казни. Приговор, возможно, спровоцировал он сам, желая таким образом «красиво» поставить точку в своей жизни.
2. Оставшиеся последователи Иисуса делятся на две группки. Первая – более многочисленная и влиятельная. Уверяют, что Иисус физически воскрес, пока скрывается у Бога (как Илия), но вскоре явится, чтобы «навести спрос» и прославить своих последователей. В ожидании этого момента устанавливают у себя «потребительский коммунизм»: новым адептам секты предписывается продать свое имущество и передать деньги «в общак», которым распоряжаются «двенадцать апостолов». В остальном ведут жизнь нормальных иудеев, чтобы не навлечь на себя гонений. Не позволяют себе тех вольностей по отношению к Закону, какие позволял их Учитель. Это – иудео-христиане. Их лидер – сначала Петр, но потом инициативу у него перехватывает брат Иисуса Иаков.
Вторая группа – малочисленная и маргинальная, приобретает характер тайного общества и предается мистическим медитациям и фантазиям. Это – прото-гностики. Возможные лидеры – апостолы Иоанн, Фома, Филипп.
Впрочем, эти две группы следует понимать как «полюса», а между «полюсами» – целый спектр промежуточных форм, группок и группировок.
3. На этот раннехристианский небосклон подобно комете врывается «человек со стороны» – Павел. К ученикам Иисуса и к самому Иисусу он не имеет никакого отношения, но зато выдумывает складную историю о своем «чудесном обращении». Иисус для него – это небесный персонаж «Христос Распятый и Воскресший», небесная сущность, от которой он якобы получает «прямые указания». Павел тут же затевает свару с иудео-христианами, просто ошеломленными его небывалой наглостью. На прото-гностиков он просто не обращает внимания: они для него слишком маргинальны и пассивны. Но кое-чего он у них нахватался, особенно в плане терминологии и склонности к мистификациям, к манипуляциям «дарами и видениями».
Павел изобретает на пустом месте «теорию искупления» (на Голгофе Христос искупил нас от «первородного греха», выдуманного тем же Павлом) и намечает, хоть еще и очень схематично, контуры будущей ортодоксальной догматики.
Неуемная энергия и организаторские таланты Павла приносят плоды: взявшееся ниоткуда движение, связанное с его именем, получает бурное развитие и начинает преобладать, поглощая прочие христианские общины.
4. Постепенно растет и гностическая ветвь, но ее отличает рыхлость, аморфность и отсутствие четкой структуры. В то же время иудео-христианское направление после разгрома Иерусалима (70 г.) и в виду четкой позиции синагоги против последователей Иисуса (еретики-"миним") вступает в фазу вырождения.
5. Павлово движение оформляется в иерархически организованную жесткую ортодоксию. Это происходит в процессе беспощадной борьбы с гностиками и полу-гностиками (маркионитами). Настоящие «отцы церкви», т.е. ортодоксии – это Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский. Эта церковь сохраняет относительное единство, взяв на вооружение имя Павла и его основные идеи, превратив его послания в свое «священное писание». Желая снизить значимость Маркионова евангелия, римские пресвитеры находят иные тексты подобного содержания. Всё это редактируется в «правильном духе», в результате чего и возникает канон из 4-х Евангелий.
6. Гностики не могут противопоставить ортодоксии столь же организованную структуру, что в конечном итоге обрекает их на поражение. Их движение порождает ряд общин и сект. Их учителя целиком погружаются в мистические фантазии, соревнуясь друг с другом по части изобретения экстравагантных космологических систем.
Гностики, тем не менее, оказывают влияние на некоторых мыслителей, примыкающих к ортодоксии, особенно на Востоке (Климент Александрийский, Ориген) и на богослужение ортодоксии, способствуя проникновению туда почитания изображений, установлению праздничных дней, введению обрядов с налетом оккультизма и т.д.
7. Слегка гностицизированная ортодоксия становится государственной религией Римской империи. Догмат о Троице появился из предпосылок, заложенных как Павлом, так и гностиками, у которых образ земного человека Иисуса оказался в значительной мере вытесненным небесной сущностью – «воскресшим» Христом. Вторая предпосылка – известная неоплатоническая триада: Единное — Нус (Логос) — Психэ (Мировая Душа). Начиная с Оригена, практически все богословы-ортодоксы Востока были или неоплатониками или, по меньшей мере, под влиянием этой доктрины.

Вот такая у меня схема.
Источник
Категория: Блог ShorArdan | Просмотров: 583 | Добавил: Kserto | Теги: религия, иисус христос | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz